24 октября 2020 03:37

24 октября 2020 03:37

Разбуженный Транссибом

Сибирская железная дорога резко увеличила численность населения Нижнеудинска и изменила его облик.
На 1 января 1896 г. в Нижнеудинске проживали 6016 человек. Город состоял из 570 дворов, имел около 60 торговых точек и ежедневный базар. Среди одноэтажной застройки возвышались церкви и колокольни. Здесь были две каменные православные церкви, еврейский молельный дом, тюремный замок, почтово-телеграфная контора и три водочных завода.

Сибирская железная дорога резко увеличила численность  населения Нижнеудинска и изменила его облик.

На 1 января 1896 г. в Нижнеудинске проживали 6016 человек. Город состоял из 570 дворов, имел около 60 торговых точек и ежедневный базар. Среди одноэтажной застройки возвышались  церкви и колокольни. Здесь были две каменные православные церкви, еврейский молельный дом, тюремный замок, почтово-телеграфная контора и три водочных завода.

Большевистская газета «Искра» присматривалась к нововведениям, связанным с приходом строителей Транссиба, и печатала иронические корреспонденции с мест. Так, в одной из заметок было написано: «В наиболее глухих местечках устраивались прямо оргии: в Нижнеудинске, например, для одной дамы полусвета устроили (буквально) ванну из шампанского!».

 

В город приехало много служащих и рабочих. Торговцам и домовладельцам стало жить «доходно», но приехавшему люду было тяжело. Подорожали квартиры и продукты.

Перед приходом первого поезда основная часть жителей Нижнеудинска проживала в «Слободе», низменной части города, раскинувшейся на левом берегу Уды. В апреле 1896 г. на высоком правом берегу реки была окончена вырубка просеки и в 1,5 км от города началось строительство вокзала. С этого времени эта часть города получила свое дальнейшее развитие.

Архитектура деревянного вокзала Нижнеудинска была такой же, как на станциях Обь, Ачинск, Половина. На станции было построено паровозное депо на 42 стойла и мастерские. Среди станционных построек выделялась водонапорная башня. К депо было приписано 103 паровоза. В мастерских имелось 36 станков.

 

В течение первых десяти лет на станции было уложено в общей сложности более 22 км путей и 90 стрелочных переводов. Станционные складские помещения имели площадь 410 кв. м (для 36 вагонов).

Кроме того, на станции была сберегательная касса, почта, воинский продовольственный пункт, дома для служащих. Дома построены по типовым проектам. Декоративное оформление всех железнодорожных построек характеризуется стилистическим единством, принятым для подобных сооружений в Сибири.

В 1895 г. в Нижнеудинске открыли переселенческий «санитарно-продовольственный» пункт. Хотя, в сущности, по сообщению «Томского листка», никакого пункта не было. Был только заведующий пунктом без помещения для больных. Как отмечала газета, среди переселенцев было много страдающих, в том числе и заразными болезнями. Продукты закупались по местным, а следовательно, высоким ценам. Одним словом, облегчить участь переселенцев такой «санитарно-продовольственный пункт» мог не намного.

 

9 сентября 1897 г. в Нижнеудинск пришел первый поезд. Событие очень важное для любого населенного пункта. Все его в целом отмечали одинаково, но в Нижнеудинске были свои особенности. Газета «Восточное обозрение» сообщала: «9 сентября к нам пожаловала железная дорога. По созыву Нижнеудинского городского головы, 9 сентября с четырех часов пополудни жители города толпами потянулись к вокзалу на молебен и для первой встречи первого поезда. В 6 часов вечера к вокзалу подкатили два паровоза, десять платформ и один вагон. Духовенство приступило к служению молебна, но бывший тут железнодорожный вахмистр сказал, что он не позволит служить молебен, во-первых, потому, что земля под вокзалом отчуждена, а во-вторых, потому, что его начальства на молебне нет, а он без его разрешения таких вольностей допустить не может. Но на такой запрет, конечно же, не было обращено внимания».

 

Но господа инженеры «не поверили местному молебну», проведенному 9 сентября, и 21 сентября отслужили свой молебен. После чего пили шампанское, кричали «Ура!», а затем в четырех вагонах поехали на мост к контрагенту (предпринимателю) А.Л. Бонди на обед. Местные гласные (депутаты) на это событие не были приглашены. Тогда они, чтобы как-то компенсировать свое желание засвидетельствовать вклад каждого депутата в такое важное событие, как окончание строительства железной дороги, сделали подписку на приобретение иконы Александра Невского и Св. Николая Чудотворца. Так городская общественность и строители железной дороги отмечали приход первого поезда по-разному и раздельно.

В сентябре 1897 г. был испытан железнодорожный мост через реку Уду. Мост открывали торжественно: отслужили молебен, перерезали ленточку. Строитель моста подрядчик А.Л. Бонди дал по этому случаю обед. 

 

С укладкой рельсов до Нижнеудинска в городе началось оживление. С 9 сентября 1897 г. с запада ежедневно прибывали рабочие поезда с материалами для укладки пути на восток. Обратно вагоны загружали камнем для облицовки моста через реку Бирюсу.

В здании железнодорожного вокзала был открыт буфет. По словам современника, буфет для того заведения было слишком громким названием. На самом деле здесь была распивочная, где за 10 коп. можно было купить рюмку водки. Здесь же - четверть на вынос. Нижнеудинский железнодорожный буфет известен тем, что после окончания строительства железной дороги многие рабочие, «отягощенные» деньгами, оставляли все свои заработки в буфете и оставались без копейки.

С окончанием строительных работ на переустройстве Сибирской железной дороги город испытал «нашествие» рабочего люда. Рабочие не знали, куда себя деть, работы в городе не было, и они пропивали все заработанные деньги.

 

Железнодорожники в полосе отчуждения могли строить для себя жилье согласно «Временным правилам частного строительства железнодорожных служащих». Так вырос большой торговый поселок, к 1914 г. состоявший из 400 семейств, служащих на железной дороге и разночинцев.

Но первое время положение с жильем было катастрофическим. Например, по штату в Нижнеудинске было 24 телеграфиста, а для них выделили всего один дом. Люди вынуждены были снимать квартиры. Но уже к 1911 г. ситуация изменилась. Комиссия, обследовавшая Сибирскую железную дорогу, отметила, что жилых помещений на станции достаточно. Почти все станционные служащие жили в отдельных квартирах.

 

После проведения железной дороги Нижнеудинск рос исключительно в районе станции. Между центром города и станционным поселком в начале XX в. началась застройка, именовавшаяся «Слободой». В Нижнеудинске появились двухэтажные жилые дома. Именно ближе к железнодорожной станции началось перемещение торговли и мелкой промышленности.

Летом 1904 г. производились работы по расширению станции. Работы выполнял подрядчик Г. Краевский через доверенное лицо П. Мамонтова. В актах выполненных работ, как выявила ревизия, было записано гораздо больше, чем было выполнено на самом деле. На станции располагалось Нижнеудинское жандармское управление, обслуживавшее участок железной дороги от станции Байроновка до станции Будагово (исключительно). В 1910 г. в городе уже была гостиница «Гранд отель». В 1912 г. в городе проживало 12 тыс. человек, было 1 196 домов, четырехклассное городское, Михайловское, одноклассное приходское, Алексеевское училища, трехклассная женская прогимназия, церковно-приходская школа, больница, библиотека, общественное собрание, городской приют, ежедневные базары. Доходы города составляли 50 тыс. руб. К 1913 г. появилась новая гостиница «Россия».

 

В 1902 г. при депо были открыты вечерние технические классы. В 1910 г. открылось городское реальное двухклассное училище. В женской прогимназии появился дополнительный восьмой класс. В городе работали два иллюзиона. Один из них – «Звезда» – находился на ул. Большой (Советской), в доме купца Хлесткина. Другой – «Фурор» – приезжал из Иркутска и останавливался в здании железнодорожного Собрания (клуб им. Кашика). В этом здании собирался хор из служащих железнодорожников и интеллигенции города.

 

Для многих железнодорожных поселков в Сибири характерной чертой было наличие театра. Селившаяся в поселках интеллигенция со столичным образованием видела в театрах не только развлекательное, зрелищное времяпровождение, но и важную воспитательную роль, отвлекая рабочих от «вредных привычек». В Нижнеудинске первый народный театр был открыт в только что построенном вокзале в октябре 1899 г. 

В 1900 г. в депо и в дистанции работало около 1,3 тыс. человек. Станция к 1914 г. отправляла до 60 тыс. пудов грузов (зерно, мясо, кожи). С 1912 г. на окраине города строится военный городок с госпиталем и полковой церковью. Культурно-общественная деятельность в городе активизировалась в годы первой мировой войны. Этому способствовало размещение здесь артиллерийских войск и запасного полка. 

Александр Хобта
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31