21 октября 2020 01:56

21 октября 2020 01:56

Благое дело нетленно

В начале лета на ВСЖД прошла школа передового опыта «Создание единого информационного банка музейных предметов, связанных с историей железнодорожного транспорта и хранящихся на сети железных дорог ОАО «РЖД».
Участники школы передового опыта отметили, что, несмотря на серьезные трудности, связанные с происходящим реформированием железнодорожного транспорта, на железных дорогах существует устоявшаяся система музеев предприятий во главе с музеями истории дорог.

В начале лета на ВСЖД прошла школа передового опыта «Создание единого информационного банка музейных предметов, связанных с историей железнодорожного транспорта и хранящихся на сети железных дорог ОАО «РЖД».

Участники школы передового опыта отметили, что, несмотря на серьезные трудности, связанные с происходящим реформированием железнодорожного транспорта, на железных дорогах существует устоявшаяся система музеев предприятий во главе с музеями истории дорог.

 

В компании в настоящее время имеется около 200 музеев. На большинстве дорог при поддержке руководства предприятий и благодаря энтузиазму музейных работников ведется значительная методическая и пропагандистская работа по выявлению и сохранению памятников железнодорожной техники, изучению истории отечественного железнодорожного транспорта, пропаганде историко-технических знаний, сохранению лучших традиций, воспитанию у железнодорожников патриотизма и чувства гордости за свою профессию. После проведения семинара участники ШПО побывали в стенах Слюдянской школы-интерната № 23, в школьном музее. В музее «Возрождение» постоянно обновляется экспозиция, одна выставка сменяет другую, в чем, несомненно, большая заслуга директора школы Валентины Михайловны Вагановой, бессменного руководителя музея Альбины Федоровны Балдаевой и, конечно, всех преподавателей и учеников школы.

Два дня музей представлял приглашенным со всех дорог гостям свою выставку. Давайте и мы с вами, не торопясь, пройдем по его экспозициям.

 

На одном из стендов собраны материалы о земляках-фронтовиках. Иван Власович Тонконог работал до войны кондуктором и поездным мастером на станции Слюдянка. 18 июля 1944 года в бою солдат пал смертью храбрых. За совершенный подвиг на земле Литвы ему было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Одна из улиц Слюдянки носит его имя. В честь героя на зданиях бывшего вагонного депо и Слюдянской школы № 49 были установлены памятные мемориальные доски.

С 1935 по 1942 год кочегаром котельной, а затем кочегаром паровоза работал на станции Слюдянка Григорий Ефимович Береснёв. За подвиг при форсировании Западной Двины ему было присвоено посмертно звание Героя Советского Союза. На здании цеха эксплуатации локомотивного депо была установлена мемориальная доска в честь земляка.

 

Стенд «История строительства КБЖД» интересен тем, что здесь краткую хронологию строительства дороги по участкам дополняют фотоснимки тех лет. Сегодня Кругобайкальская железная дорога представляет большой интерес для историков, туристов, любителей экзотической природы. В школьном музее открывает экспозицию по Кругобайкалке красивая диарама «Старая дорога».

Стенд «Железнодорожники Слюдянки в тылу и на фронте» рассказывает о бывших работниках железной дороги - Н.Т. Лопато, В.Т. Андрюхине, В. Дубасове. А стенд «Женщины-железнодорожницы в годы войны» знакомит нас с нелегкой судьбой тружениц, ветеранов Г.М. Костригиной, А.Е. Воровой, Л.Н. Плотницкой.

 

На стенде «Люди, судьба которых связана с железной дорогой» автор — ученица школы-интерната Е. Абрамова знакомит нас со своей большой семьей. А семья Абрамовых — это настоящая железнодорожная династия. Ведь предки Екатерины, прапрадед Пётр Токарев и прадед Николай Петрович Абрамов, работали машинистами паровоза в депо, а её дед Юрий Николаевич Абрамов трудился сварщиком сборочного цеха. Продолжает семейную династию отец, Николай Юрьевич Абрамов, машинист электровоза локомотивного депо Слюдянка.

На стенде «Наша жизнь — железная дорога» собран биографический материал об Антонине Иннокентьевне Гладышевой, проработавшей учителем начальных классов 25 лет в Слюдянской школе-интернате и двадцать лет — в Маритуйской восьмилетней школе №47.

 

На стенде «Династии железнодорожников» представлены семейные династии Абрамовых, Быковских, Ботвиновых, Беляевых, Лучкиных, Суворовых, Филипповых, Шестопаловых-Назимовых.

В музее широко представлены макеты, сделанные преподавателями и учениками школы: «Первый тепловоз в России», «Водонасосный пульт станции Маритуй», «Бронепоезда гражданской войны», «Участок старой дороги» и другие.

А вот массивный дорожный сундук «шарманка», с которым когда-то отправлялся в дальнюю дорогу машинист паровоза, можно увидеть только в музее.

Руководители головных музеев железных дорог - филиалов ОАО «Российские железные дороги» оставили в книге отзывов школьного музея немало слов благодарности и пожеланий «прирастания новыми уникальными экспонатами».

Светлана Калашникова (фото автора)
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31