27 октября 2020 21:08

27 октября 2020 21:08

Оглянись и вспомни…

Книга «Кладовые памяти», выпущенная ДЦНТИ, вызовет интерес читателей любого возраста.
Никакие справочники, энциклопедии, учебные пособия не заменят живой экскурсии по музею с показом экспонатов и документов, рассказом о людях тех далеких лет. Таким «экскурсоводом» является книга «Кладовые памяти». Не выходя из дома, читатель может «побывать» во всех музеях Восточно-Сибирской, найти ответы на многие вопросы, связанные с историей дороги.

Книга «Кладовые памяти», выпущенная ДЦНТИ, вызовет интерес читателей любого возраста.

Никакие справочники, энциклопедии, учебные пособия не заменят живой экскурсии по музею с показом экспонатов и документов, рассказом о людях тех далеких лет. Таким «экскурсоводом» является книга «Кладовые памяти». Не выходя из дома, читатель может «побывать» во всех музеях Восточно-Сибирской, найти ответы на многие вопросы, связанные с историей дороги.

Книг о музеях издается крайне мало, поэтому новую книгу можно считать достаточно редким изданием в мире литературы. Ее авторы — Е.В. Деркач и Е.Б. Блохина — кропотливо собирали документальный материал, свидетельства участников строительства ВСЖД, чтобы свести их воедино и получить не «лоскутное одеяло», а цельное повествование об истории магистрали. В этом неоценимую помощь оказали сами работники музеев — о них в книге отдельная глава.

 

По мнению авторов, каждый музей имеет «свое лицо», «свою изюминку», поэтому книга построена так, чтобы о каждом из них у читателя сложилось особенное впечатление. Есть музеи, в которых учатся — готовят доклады, рефераты, другие научные сообщения. Это музей ИрГУПСа, музей боевой и трудовой славы Улан-Удэнского ЛВРЗ и другие. Музей локомотивного депо Нижнеудинск можно по праву считать уникальным культурно-просветительным центром железнодорожников. А в Слюдянке экскурсия по музею «плавно» переходит в путешествие по туристическим маршрутам, посещение природных, исторических и археологических памятников.

 

Смотритель музея Б.В. Дуняшкин.Несомненное достоинство книги — многообразие цветных, качественно выполненных иллюстраций и фотографий. По сути, книга «Кладовые памяти» — это исторический фотоальбом, некоторые из фотографий публикуются впервые, взяты из фондов музеев. Большую работу по подготовке фотоматериала провел сам автор — Евгений Деркач, дизайн книги подготовлен А.А. Черных.

Страницы книги согреты трепетной любовью авторов к музеям не только как к бесценным кладезям информации, но прежде всего как к связующему звену между прошлым и настоящим. Читатели узнают о старейших музеях ВСЖД, их сегодняшнем дне, перспективах, в полной мере проникнутся тревогой за их будущее.

 

Ведь самое главное в человеке — это память, уважение к прошлому. Как сказал академик Д.С. Лихачев, «память — основа совести и нравственности, основа «накоплений» культуры... Хранить память, беречь память — это наш долг перед самими собой и перед потомками. Память - это наше богатство». Поэтому вышедшая книга — своеобразная дань памяти тем, кто строил Восточно-Сибирскую, кто защищал нашу страну с оружием в руках в годы Великой Отечественной войны.

Книга может послужить и отличным путеводителем для молодых людей. Заочно побывав в музеях ВСЖД, юноши и девушки, несомненно, захотят поближе познакомиться с ними, ощутить прошлое. Это необходимо каждому. Чтобы двигаться вперед, чтобы строить будущее.

Не за горами то время, когда на Восточно-Сибирской магистрали будет экспонироваться натурная железнодорожная техника: паровозы, тепловозы, электровозы, пассажирские и грузовые вагоны, снегоуборочная техника, путевые машины. Будет и новая страница в истории музеев.

 

Директор музея В.Ф. Малахова.«Кладовые памяти» — актуальная книга для тех, кто интересуется историей ВСЖД, ее музеями, кто неравнодушен к прошлому и активно строит будущее магистрали. Хочется надеяться, что не только железнодорожники, но и жители Иркутской области, Бурятии после прочтения книги поспешат в удивительные музеи, чтобы прикоснуться к их богатствам.

Оглянись и вспомни. Читая летопись предприятий Восточно-Сибирской дороги, многие обратят внимание на годы далекие, о которых наиболее полно рассказали авторы. А новые главы становления и развития ОАО «Российские железные дороги», его филиала — Восточно-Сибирской магистрали, новые факты из прошлого магистрали откроют и напишут уже другие.

Олег Быков, редактор отдела науки и культуры газеты «Восточно-Сибирская правда».

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31