25 октября 2020 20:16

25 октября 2020 20:16

Полувагоны идут мимо...

За первое полугодие на ВСЖД погружено 5 млн. 744 тыс. тонн лесных грузов. Это 18 процентов от общего вала по России.
По объемам отправки лесных грузов Восточно-Сибирская занимает первое место на сети железных дорог. Тем не менее произошло отставание к заявленному плану до 266 тыс. тонн (- 4,4%). А к уровню первого полугодия 2007 года наблюдается резкое снижение отправок фактически на одну пятую часть объема – на 1 млн. 547 тыс. тонн.
В зоне действия Восточно-Сибирской дороги 725 предприятий отгружают лес и продукцию лесопереработки.

За первое полугодие на ВСЖД погружено 5 млн. 744 тыс. тонн лесных грузов. Это 18 процентов от общего вала по России.

По объемам отправки лесных грузов Восточно-Сибирская занимает первое место на сети железных дорог. Тем не менее произошло отставание к заявленному плану до 266 тыс. тонн (- 4,4%). А к уровню первого полугодия 2007 года наблюдается резкое снижение отправок фактически на одну пятую часть объема – на 1 млн. 547 тыс. тонн.

В зоне действия Восточно-Сибирской дороги 725 предприятий отгружают лес и продукцию лесопереработки. Работники 101 станции обеспечивают подачу и отправку вагонов с кругляком и пиломатериалами.   

Хотя лесные грузы остаются для Восточно-Сибирской приоритетными по количественным показателям и стоят в одном ряду с нефтяными по начислению денежных средств, все-таки тенденция на уменьшение объемов и снижение доходности заставляет задуматься о их причинах.

 

Анализ, проведенный в дорожном центре фирменного транспортного обслуживания, детально показывает все «тормозные» моменты полугодия. В январе – это резкое падение отправления из-за понижения температуры в северных районах до -50-56 градусов. В феврале основные покупатели из КНР отмечали свои праздники.

Март и апрель дорога по погрузке шла в небольшом плюсе, но рост замедлялся увеличением таможенных пошлин на вывоз круглого леса на экспорт и сезонной распутицей на лесных дорогах. Таким образом, в мае и июне дорога уже снова не дотягивала до плана: шли отказы от погрузки со стороны отправителей из-за отсутствия леса на нижних складах и из-за отсутствия денег. Кто-то не использует вагоны предприятий-собственников. Кто-то не осваивает поданные вагоны (медленная погрузка в платформы). У кого-то происходит задержка оформления документов на таможне и фитосанитарных сертификатов в выходные и праздники. В целом по вине грузоотправителей не погружено 37,9 тыс. вагонов. По вине работников дороги недогруз за полугодие составил лишь 447 вагонов.

 

И еще одна причина, на которую указывают железнодорожники и чем в первую очередь недовольны отправители – это ограничение отгрузки в полувагонах. Действительно, даже технический план погрузки леса в полувагоны за шесть месяцев не выполнен на 4711 единиц. Нехватка острая. За последние три года обозначилась тенденция снижения использования дефицитного подвижного состава: в 2005 году отправляли 266 полувагонов в сутки, в текущем – 217.

Специалисты ДЦФТО уверены, что с постоянным повышением в Иркутской области и в Республике Бурятия доли отправок продукции глубокой переработки необходимо увеличивать техническую норму занятия полувагонов. Еще в прошлом году кругляка отгружали 61,1 % от всей массы лесных грузов, а пиломатериала 21,3%. Нынче кругляк занимает только половину, а готовая продукция уже почти треть. Факт роста переработки сырья на местных предприятиях отрадный. Но не весь пиломатериал повезешь на открытой платформе.

 

Положение с наличием парка полувагонов в железнодорожной отрасли диктует свои правила и условия. К досаде лесоотправителей, им приходится либо обращаться к транспортным компаниям, которые располагают удобным для перевозок лесных грузов подвижным составом, либо отгружать пиловочник только в открытые платформы, которые сдает в аренду железная дорога. В первом случае цены на услуги собственников вагонов ощутимо выше, а во втором – требуются дополнительные расходы и время на крепеж груза: такелаж, стойки, проволока, стяжка и т.д. Президент отраслевого объединения работодателей «Союз лесопромышленников и лесоэкспортеров Иркутской области» Юрий Логачев подтверждает общее недовольство ситуацией, которая из года в год обостряется.

Владимир Кузьмищев (фото автора)
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31