21 октября 2020 07:05

21 октября 2020 07:05

Работают за милую душу

Действующие станки старого образца - гордость многих депо ВСЖД.
Пожалуй, рекорд по длительности эксплуатации на магистрали удерживает долбежный станок, изготовленный еще в 1905 году одной из русских машиностроительных компаний. Он до сих пор исправно работает в локомотивном депо Зима.
Могучая чугунная станина, нехитрый привод да порыжевшая от старости табличка с названием предприятия-изготовителя, на которой с трудом можно прочитать несколько слов - вот и все, что осталось от прежнего красавца.

Фрезеровщик Леонид Васильев (слева), токарь Виктор Асламов и самый старый станок ТЧ-5.Действующие станки старого образца - гордость многих депо ВСЖД.

Пожалуй, рекорд по длительности эксплуатации на магистрали удерживает долбежный станок, изготовленный еще в 1905 году одной из русских машиностроительных компаний. Он до сих пор исправно работает в локомотивном депо Зима.

Могучая чугунная станина, нехитрый привод да порыжевшая от старости табличка с названием предприятия-изготовителя, на которой с трудом можно прочитать несколько слов - вот и все, что осталось от прежнего красавца. Между тем станок, неоднократно модернизированный местными умельцами, продолжает нести службу в ряду своих молодых стальных собратьев благодаря заботам деповчан.

 

А вот в локомотивном депо Иркутск-Сортировочный патриархом станочного парка является американский вертикально-долбежный станок 1934 года выпуска. С 2000 года работает на нем фрезеровщик Леонид Васильев, всю свою трудовую жизнь посвятивший станкам. Он обслуживает в механическом цехе шесть единиц оборудования. Это, в основном, образцы советского станкостороения шестидесятых годов. И, что удивительно, они из-за частых поломок считаются физически устаревшими, а вот "американец" служит исправно. Никому и в голову не приходит списать "старика" в утиль.

Десятки раз начальство давало срочные приказы выполнить производственные задания, связанные с изготовлением или восстановлением шпоночных соединений. Станок ни разу не подводил.

 

— Агрегат без претензий, — хлопает по станине своего кормильца Васильев. — Включил-выключил — все, главное - держать ухо востро с прорезиненным приводным ремнем. Он единственное уязвимое место, не выдерживает нагрузок. Остальное все просто и без затей, станку еще долго износа не будет.

Между тем укротить станок, пусть даже с виду неказистый, сродни усмирению горячего скакуна. Вроде давным-давно производство станков поставлено на поток, а значит, они должны работать одинаково. Ан нет, у каждого имеется свой норов.

В механическом цехе ТЧ-5 работают исключительно станочники с многолетним стажем, доводящие до ума свои стальные машины годами. Ведь депо не поточная линия - сегодня нужно выточить одну деталь, завтра другую.

 

- Приходит к нам молодежь, но, увидев все это, скептически качает головами, - кивает на свое стальное хозяйство, представленное, в основном, образцами советского и чехословацкого станкостроения шестидесятых годов, мастер Валерий Купцов. - Им сразу хочется иметь дело со станками с числовым программным управлением, а тут какие-то "динозавры". Да и понять их можно, хочется быстрее расти, осваивать новое, но в постижении профессионализма нельзя прыгать через ступеньки. Потому рано еще списывать наших стальных старожилов, дорога в них нуждается.

Игнат Боготольцев (фото Ивана Гурова)
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31