22 октября 2020 14:59

22 октября 2020 14:59

Владимир Каутц: Зарполата зависит от объемов

У работников ВСЖД есть все возможности для повышения объемов перевозок и, соответственно, зарплаты.
Уже третий месяц дорога работает по новой корпоративной системе оплаты труда. Можно подвести некоторые итоги. Каковы они? Об этом наше интервью с заместителем начальника дороги по экономике и финансам Владимиром Каутцем.

У работников ВСЖД есть все возможности для повышения объемов перевозок и, соответственно, зарплаты.

Уже третий месяц дорога работает по новой корпоративной системе оплаты труда. Можно подвести некоторые итоги. Каковы они? Об этом наше интервью с заместителем начальника дороги по экономике и финансам Владимиром Каутцем.

 

— Владимир Эмильевич, насколько сбылись ожидания и поднялась зарплата у работников ВСЖД?

 

— Ожидания сбылись. Подтвердилось то, о чем говорилось, а именно: заработная плата в среднем будет повышена на 10%, кроме того, будет произведена опережающая индексация на 3,9%.

Во время комиссионного осмотра дороги мы проехали по всем отделениям и станциям, интересовались у руководителей, финансово-экономических работников о том, насколько выросла зарплата на том или ином предприятии. Еще до введения новой системы оплаты труда мы не раз повторяли, что уравниловки не будет, рост зарплаты должен соответствовать квалификации и вкладу каждого работника в общий результат. При этом рост на 3,9% должен быть обязательно, и ни в коем случае не должно произойти снижения заработной платы. На дороге набралось 159 человек, кому пришлось доплачивать до гарантированного уровня. В основном, это уборщики помещений, сторожа, гардеробщики, дворники...

При белорусском методе, который, как вы помните, внедрялся на дорогах в 1986-87 годах, задача ставилась по-другому: увеличивать фонд оплаты труда необходимо за счет высвобождения штата. При нынешнем механизме сокращать рабочие места не пришлось. Нам просто добавили фонд оплаты труда на 13,9% как аванс за будущую хорошую работу. Мы, в свою очередь, должны обеспечить рост всех финансово-экономических показателей, чтобы производительность труда обязательно опережала рост заработной платы.

 

— И как, удалось?

 

— К сожалению, с апреля рост реальной зарплаты опережает рост производительности труда. В апреле средняя реальная зарплата на дороге выросла на 15,6%. В том числе у руководителей - на 11,3%, у специалистов - на 19,5%, у служащих - на 15,3%, у рабочих - на 16,4%. Значительно, до 63,6%, увеличилась доля тарифной части. Соответственно значительно возросли выплаты, зависящие от тарифа: доплаты за совмещение, за работу в ночное время, за классность, за секретность, районный и северный коэффициенты.

Большой рост зарплаты произошел по локомотивным бригадам в связи с переходом на разрядную систему оплаты труда: 21,7% в среднем по дороге. У машинистов - на 32% (тарифная часть - на 65%), у помощников - на 30,3%.

Можно посмотреть в динамике, помесячно, как шел рост средней зарплаты на дороге в целом. Если по итогам марта она составляла 18051 руб. в перевозках, за апрель - 20 821 руб., то за май – уже 21203 рубля {с учетом работы в праздничные дни). Это очень весомая прибавка. Теперь от коллектива дороги нужна соответствующая отдача.

 

— А как эти цифры смотрятся на фоне других показателей?

 

— У нас, к сожалению, снижен объем погрузки к уровню прошлого года. Необходимо вывозить все, что заявляют наши клиенты. На 2007 год запланирован рост погрузки на 1,7%. За 5 месяцев мы погрузили 95,8%. Снижение серьезное. Задача дня – обязательно восполнить отставание. Одновременно необходимо поднять перевозку пассажиров в пригородном и дальнем сообщении. Пассажирооборот в этом году также предусмотрен с ростом на 3%, пока же идет отставание - 97,2% к уровню прошлого года.

 

— А какие цифры по службам?

 

—По справке, которую мне подготовили, на дороге наибольший рост зарплаты в апреле к уровню прошлого года - на 30% — произошел в службах вагонного и пассажирского хозяйств, пути, на 28,9% — в службе автоматики и телемеханики, на 24,1% - у локомотивщиков. Поменьше рост у службы перевозок (18%), у пригородной пассажирской дирекции - 13,6%. В мае у всех примерно такие же темпы роста.

За пять месяцев в лидерах по средней зарплате находятся работники СЦБ - 22,2 тыс. руб., движенцы - 21,7 тыс. руб., локомотивщики -20,4 тыс. руб., путейцы - 19 тыс. рублей.

 

— В редакцию звонят, шлют письма работники дороги, недовольные тем, что при новой системе они стали получать меньше. Например, по словам машиниста первого класса локомотивного депо Иркутск-Сортировочный С., до апреля он получал на руки 35 тысяч рублей, а теперь не больше 27 тысяч...

 

— Надо конкретно смотреть по каждому предприятию и каждому работнику. Во-первых, при сопоставлении зарплаты за апрель и предыдущие месяцы у работника должна быть одинаковая норма часов отработки, чтобы при этом не было нарушений. Зарплата просто так не должна снизиться, если судить по общей статистике локомотивного хозяйства и депо Иркутск-Сортировочный. Правда, в апреле депо допустило перерасход зарплаты. И было наказано. Ведь в любом положении о премировании записано, что премия выплачивается в пределах фонда оплаты труда. И не больше.

Если посмотреть в целом по локомотивному хозяйству, то за 5 месяцев допущен перерасход фонда зарплаты на 39 млн. рублей, из них в апреле - почти на 10 млн.

Я конкретно разбирался с ситуацией в локомотивном депо Вихоревка. Основные причины перерасхода денежных средств - пересодержание контингента, неудовлетворительное использование локомотивных бригад. Не во всех депо выполняются такие показатели, как участковая скорость и вес поезда. В ряде депо количество машинистов преобладает над числом помощников. Доходит до того, что в поездку отправляются на одном локомотиве два машиниста. Кроме того, резко выросли всевозможные доплаты. Очень большие нормы выработки в ремонтных цехах. В штатном расписании депо Вихоревка, например, из 134 должностей на 120 были заложены максимальные оклады. Сейчас за перерасходы руководители депо представляют мне объяснения. По другим хозяйствам ситуация более стабильная.

 

— Хочу зачитать еще один вопрос. Работники компрессорной станции вагонного депо Нижнеудинск спрашивают, почему при введении новой системы оплаты труда их исключили из категории работников, связанных с движением поездов, соответственно у них не повысилась зарплата?

 

— Я с ходу не готов ответить на такой вопрос. С ним должны разбираться работники отдела труда и заработной платы. С недавних пор дирекция по ремонту грузовых вагонов вышла из состава дороги, и в решении таких вопросов она самостоятельна. В то же время ее руководители подотчетны начальнику ВСЖД. Во время весеннего комиссионного осмотра в Нижнеудинске к нам уже подходили по поводу заработной платы работники предприятия, перешедшего в состав дирекции по ремонту вагонов, и мы там же, на разборе по итогам осмотра, заслушали руководителей дирекции и вагонного депо.

 

— Владимир Эмильевич, чего ждать работникам дороги в ближайшее время: «замораживания» зарплаты на нынешнем уровне или ее повышения?

 

— Могу сказать однозначно: снижения не будет. А вот чтобы она росла и дальше, необходимо настроить все подразделения дороги на прирост объемов погрузки. У нас есть все возможности их нарастить как по Транссибу, так и по БАМу. В первую очередь, за счет перевозки нефти и нефтепродуктов, лесных и строительных грузов, железной руды и угля. Если не произойдет роста производительности труда за счет увеличения объемов перевозки грузов, то придется рассматривать другие меры, в том числе по высвобождению контингента. В соответствии с дорожным коллективным договором дальнейший рост среднемесячной зарплаты должен осуществляться при опережающем росте производительности труда. На решение этих задач и должны быть нацелены все работники дороги.

Евгений Богачев (фото Ивана Гурова)
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31