25 октября 2020 22:30

25 октября 2020 22:30

Прошлое всегда с нами

Музею истории иркутского локомотивного депо недавно исполнилось 35 лет.
Сегодня музей располагает 1200 экспонатами. Однако немало их еще не зарегистрировано. И с каждым годом экспозиционный фонд пополняется новыми реликвиями.
К одноэтажному зданию с белыми ставнями и крытой зеленой черепицей крышей проникаешься почтением, как только подходишь к двери с лаконичной надписью “Музей истории локомотивного депо Иркутск-Сортировочный“. И всякий раз настраиваешься на волну интересного.

Многие члены экспериментальной бригады Ивана Бушкова представляют железнодорожные династии.Музею истории иркутского локомотивного депо  недавно исполнилось 35 лет.

Сегодня музей располагает 1200 экспонатами. Однако немало их еще не зарегистрировано. И с каждым годом экспозиционный фонд пополняется новыми реликвиями.

К одноэтажному зданию с белыми ставнями и крытой зеленой черепицей крышей проникаешься почтением, как только подходишь к двери с лаконичной надписью “Музей истории локомотивного депо Иркутск-Сортировочный“. И всякий раз настраиваешься на волну интересного.

Вот и на этот раз еще на пороге музея подумал, что для меня здесь есть хорошие новости, и не ошибся.  

 

Общественный сотрудник музея Клавдия Ефремовна Пороховая с них и начала.

- В музее завершилась реконструкция с заменой кровли, пола, отопления, электропроводки, отделкой стен и потолка под евроремонт, - рассказывала она, называя всех без исключения причастных к прошедшему капитальному ремонту и подчеркивая большую роль руководства депо и работников строительной группы. 

Обновление коснулось всех помещений. Но больше всего преобразился зал, в котором разместилась экспозиция, рассказывающая о вкладе в работу предприятия представителей многочисленных династий.

- А таких династий в депо не меньше ста, - подчеркивает Клавдия Ефремовна.

 

Бывшие машинисты Владимир Романенко и Валерий Щеглов - частые гости музея.У нее в отношении этой экспозиции свои планы: она мечтает создать галерею, посвященную всем династиям депо. Уже подобран архив на шестьдесят династий. С некоторыми из них можно познакомиться в одном из залов. Сейчас, например, представлены стенды, рассказывающие о династиях Бочаровых, Смирновых, Романенко, Симакиных, Астафьевых, Шишкиных, Устюговых… Их совокупный стаж работы в депо - несколько сотен лет. Кому-то, возможно, довелось начинать работу в депо еще в пору его строительства и даже вести первый поезд.

 

Про то событие в архиве музея сказано немного. Но по отдельным деталям его можно воскресить. В главном зале есть снимки неизвестного автора, заснявшего прибытие первого поезда на станцию Иннокентьевская 27 июля 1898 года. На изрядно потускневшем фото видны депо и зеваки, столпившиеся у паровоза. Среди собравшихся - жители села Подгорно-Жилкино, деревни Боково, послушники Вознесенского мужского монастыря. Тогда были возведены вагонное депо, деревянное здание вокзала, мастерские, казенное жилье, оборотное паровозное депо на шесть локомотивов. От берега Ангары был протянут водовод.

На других фотографиях уже виден поселок Иннокентьевка, в основном заселенный железнодорожниками. В то время, по архивным данным, в поселке проживало 11 машинистов, 5 кочегаров, 51 слесарь.

 

Макет паровозного депо.Первым начальником депо был инженер путей сообщения Валентин Иванович Поляков. А его заместителями - В.У. Романович и П.А. Пикановский.

Сейчас в музее действуют на постоянной основе семь залов. Их экспонаты передают информацию об участии работников депо в революционном движении, о том, как был арестован верховный правитель Сибири адмирал Колчак, о Иване Якутове, соратнике Ленина, о том, как был предотвращен угон „Золотого эшелона“ белочехами... 

 

Есть в летописи музея огромное количество фактов, свидетельствующих о трудовых достижениях деповчан, начиная со времен восстановления железнодорожного хозяйства после Гражданской войны и вплоть до наших дней. В экспозициях рассказывается об участии работников депо в освоении новой техники, рационализаторском движении.

Год 1932-й - машинист паровоза В.Е. Ладанов признан победителем Всесоюзного конкурса спаренных бригад. В это же время освоена кольцевая езда, внедрено хромирование деталей.

А вот уже 60-е годы. Экспериментальная бригада локомотивного депо, возглавляемая С.И. Уляшиным, придумала 409 приспособлений. В это время здесь работает еще один известный рационализатор Г.И. Мурзин. Бригада разрабатывает новую технологию насадки малых шестерен в тяговых двигателях электровозов, создает стационарный гайковерт с электрическим приводом, гидравлический подъемник скатов. Кстати, эти рацпредложения внедрялись во всех депо ВСЖД.

 

В депо развился талант лучшего рационализатора МПС А.И. Новожилова, а также Г.Ф. Мельникова, придумавшего стояночный тормоз, которым оборудовались многие станции ВСЖД. В то время дорога признается самой эффективной по экономии электроэнергии. Каждый год в ее контактную сеть возвращается более 90 млн. квт/часов. На ВДНХ демонстрируется опыт двойного рекуперативного торможения.

В 1971 году за успехи в выполнении пятилетнего плана коллектив депо награжден орденом Трудового Красного Знамени.

В музее огромный фонд материалов, посвященных участникам Великой Отечественной. После войны к мирной профессии вернулись сотни фронтовиков. Среди них А.П. Новиков, воевавший в одном авиационном полку с летчиком-космонавтом СССР П.Т. Береговым. Этот человек всегда считался хорошим специалистом.

 

Сегодня в ветеранской организации депо осталось на учете 44 участника Великой Отечественной войны. Все они честно воевали, а потом так же честно служили на трудовом фронте. Рядом с музеем создан мемориал Славы, посвященный героям Великой Отечественной войны. Автор этой экспозиции - работник депо Николай Сухорученко. Он же, кстати, и создатель всех макетов и скульптур.

Не забыты и те, кто стоял у истоков музея. Это Пантелей Касьянович Вихров, Павел Павлович Арцишевский, Александр Васильевич Федоров и многие другие, оказавшие содействие в сборе исторических материалов.

Александр Иванов (фото автора)
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31