23 октября 2020 13:32

23 октября 2020 13:32

Добрые духи Новой Игирмы

Рождаемость здесь превышает смертность, а средняя заработная плата перевалила за 13 тысяч рублей.
Железнодорожную ветку Хребтовая – Усть-Илимск называли ожерельем с драгоценными камнями. Из которых самыми лучшими считались Усть-Илимск и Железногорск-Илимский. Никто не предполагал, что придет время, и в этом ожерелье засверкает гранями еще одна драгоценность — Новая Игирма.
Заместитель начальника станции Игирма Галина Кравец работает здесь четвертый год. И нисколько не жалеет. Станция скромно смотрится, зато крепко держится.

Вокзал станции Игирма.Рождаемость здесь превышает смертность, а средняя заработная плата перевалила за 13 тысяч рублей.

Железнодорожную ветку Хребтовая – Усть-Илимск называли ожерельем с драгоценными камнями. Из которых самыми лучшими считались Усть-Илимск и Железногорск-Илимский. Никто не предполагал, что придет время, и в этом ожерелье засверкает гранями еще одна драгоценность — Новая Игирма.

Заместитель начальника станции Игирма Галина Кравец работает здесь четвертый год. И нисколько не жалеет. Станция скромно смотрится, зато крепко держится. Ее коллектив опытен, надежен. К тому же и самолюбие эта работа тешит. Как-никак, Игирму знает вся Россия. Да и за рубежом о ней наслышаны. Этой славе станция обязана во многом расположенному под боком первому совместному российско-японскому деревообрабатывающему предприятию ООО СП «Игирма-Тайрику», ставшему образцом для подражаний по использованию безотходных технологий. Здесь даже щепа и опилки не пропадают. Отходами деревообработки отапливаются две котельные поселка Новая Игирма, имеющего статус городского образования.

 

«Игирма-Тайрику» играет огромную роль для населения поселка. Прежде всего как предприятие, предоставляющее рабочие места. Но неправильно думать, что сегодня вся жизнь замыкается на ней. В производственной зоне Новой Игирмы сконцентрировали свою деятельность около тридцати предприятий, специализирующихся на заготовке и обработке древесины и, конечно, тоже предоставляющих работу. Новая Игирма - своего рода вторая столица лесопромышленников Усть-Илимского района.

В этом меня настойчиво просвещал попутчик, ехавший в том же вагоне рабочего поезда, что и я. Он откровенно, как старому приятелю, рассказал, что едет из Усть-Илимска устраиваться на предприятие под названием «ЛДК-Игирма», которое в перспективе не будет иметь себе равных по выпуску продукции.

 

Светлана Семенцова, дежурная по ст. Игирма.- Ну, а если сорвется?

- На другом предприятии устроюсь. В Новой Игирме не пропадешь. Шея есть, хомут найдется,— оптимистично заметил парень.

- Да, ваш попутчик не преувеличивал, - подтвердила заместитель начальника станции. — У нас отлажены партнерские отношения с 12 предприятиями, занимающимися лесом. И мы видим, каковы их дела. На самом деле ЛДК имеет все шансы быть королем лесной индустрии Приилимья.

Все предприятия связаны со станцией десятью подъездными железнодорожными ветками. Амбиции нового лесодеревоперерабатывающего комплекса уже проявляются. Он приступил к возведению собственной железнодорожной ветки, по которой будут ходить два принадлежащих ему маневровых тепловоза. Ведет отсыпку земляного полотна. Возводимый им железнодорожный путь будет третьим по счету с выходом на станцию.

После того как ЛДК полностью расправит плечи, на станцию возрастет нагрузка.

 

Ее обслуживающий персонал насчитывает 33 специалиста. В основном это путейцы. Семь из них закреплены за самой станцией, остальные трудятся на перегонах. Кроме того, на вокзале работают два билетных кассира и шесть специалистов товарной конторы. Сегодня через станцию проходят за одни сутки два пассажирских, два почтово-багажных поезда, 20 «вертушек», перевозящих руду из Рудногорска в Коршуниху-Ангарскую, столько же составов с лесом. Прогнозы оптимистичны: график движения будет еще плотнее.

 

Знаменитое предприятие 'Игирма-Тайрику'.Руководство станции прогнозирует также возрастание пассажиропотока. В июле исполняется двадцать лет ООО «Игирма-Тайрику» и сорок лет поселку Новая Игирма. Ожидается приезд большого количества гостей, в том числе из-за рубежа. Разумеется, предприятие проведет свой юбилей на высшем уровне. Администрации поселка, в котором проживает 12 тысяч человек, будет сложнее. В ее распоряжении в основном бюджетные деньги. Однако праздник состоится. Будут гости, будет культурная программа, будут чествовать лучших и ветеранов войны и труда. Можно предполагать, что будет сказано немало добрых слов и в адрес железнодорожников. Потому что Новая Игирма — это, в первую очередь, детище железной дороги. Наверное, прозвучат воспоминания о том, как сюда в конце декабря 1965 года, проламывая в буреломах и огромных сугробах коридор, привели первый санный поезд, состоящий из трех вагончиков и пяти бульдозеров и тракторов, рабочие во главе с прорабом Алексеем Пещеровым, который лично вместе с геологами проводил разведку окрестностей, подыскивая площадку для будущей станции.

Возглавляемая им колонна была передовым десантом СМП-266, руководимого известными строителями ветки Хребтовая - Усть-Илимск Александром Скрягиным, Леонидом Хвостовым, Василием Беловым, Станиславом Соколовым. Не исключено, что со своими воспоминаниями выступят пришедшие сюда этим же путем 1 января 1966 года рабочие второго десанта.

 

Те героические броски через тайгу помнят Валентина Ганина, Раиса Виноградова, Александра Озерцова, сестры Валентина и Галина Черносвитовы, нашедшие сейчас общий интерес в политическом клубе «Волна». Им довелось прокладывать стальные пути, строить жилье и справлять новоселья в домах, построенных своими руками на улицах Королева, Гагарина, Комарова, Чапаева, Чехова.

В Новой Игирме не принято присваивать улицам имена вождей. Здесь чтят память о своих земляках. К примеру, есть улица милиционера Бархатова, погибшего при исполнении служебного задания. Есть улица фронтовой летчицы Прокопьевой, Михаила Кузьмича Янгеля, генерального конструктора, прославившегося созданием ракет. Михаил Янгель родился неподалеку от Новой Игирмы, в деревне Зырянова, ушедшей на дно Усть-Илимского водохранилища.

 

Как известно, в честь Янгеля назван поселок, в городе Железногорске-Илимском создан его мемориальный музей. Новая Игирма тоже хранит память об этом выдающемся человеке. В поселке находится филиал Железногорского музея, в котором среди экспонатов по краеведению и Великой Отечественной войне располагается экспозиция, посвященная жизни Михаила Кузьмича. Хранительнице этого фонда Татьяне Микулич удалось собрать обширный материал, связанный с жизнью конструктора - сотни документов, видеофильмы, фотографии, предметы, которыми Янгель пользовался в быту.

- В нашей музейной экспозиции, - рассказывает заведующая, — хранятся шагомер, фотоаппарат величиной со спичечную головку, сувенирная курительная трубка. Его гордость - воспоминания сослуживцев и близких друзей конструктора, родственников. Кстати, очень много для выставки сделала родная сестра конструктора Валентина Кузьминична, которая проживает в нашем поселке. Есть в экспозиции воспоминания моей мамы, Арисы Михайловны Ждановой, которая жила в соседней деревушке Прокопьево и встречалась с конструктором в пору своей молодости.

 

Татьяна Микулич может подолгу рассказывать о Янгеле. А другой ее конек - люди поселка и станции. В 2002 году Татьяна Микулич была признана лучшим музейным работником Иркутской области.

Еще до прихода русских переселенцев эти места пользовались дурной славой у кочевавших по долинам рек эвенкийских племен, считавших, что здесь живут злые духи. Однако никто из игирминцев, с которыми довелось общаться, не посетовал на свою жизнь.

Сейчас это место называют островком благополучия. Потому, что рождаемость превышает смертность, а средняя заработная плата растет и переваливает за тринадцать тысяч рублей. Вот и на днях со станции пришла приятная новость: партнер станции — крупнейшее предприятие «ЛДК-Игирма» решило взять на себя расходы по обновлению фасада вокзала. По примеру станции Игирма, которая тоже оказывает помощь поселковым детскому саду и школе. Все правильно - люди должны помогать друг другу. Нет, зря грешили эвенки. Какие же здесь злые духи? Добрые...

Александр Иванов (фото автора)
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31