29 октября 2020 07:58

29 октября 2020 07:58

По императорскому велению

История Сибирской железной дороги как великого железнодорожного пути между центром России и Дальним Востоком начинается лишь с восьмидесятых годов XIX века.
Император Александр III 22 мая 1882 года на журнале Комитета министров написал: «Изыскания произвести безотлагательно и рассмотреть в Комитете министров для обсуждения направления Сибирской магистральной линии».

История Сибирской железной дороги как великого железнодорожного пути между центром России и Дальним Востоком начинается лишь с восьмидесятых годов XIX века.

Император Александр III 22 мая 1882 года на журнале Комитета министров написал: «Изыскания произвести безотлагательно и рассмотреть в Комитете министров для обсуждения направления Сибирской магистральной линии». В 1886 году на отчете генерал-губернатора Восточной Сибири генерал-лейтенанта графа Игнатьева император наложил резолюцию: «Уж сколько отчетов генерал-губернаторов Сибири я читал и должен с грустью и стыдом сознаться, что правительство до сих пор ничего не сделало для удовлетворения потребностей этого богатого, но запущенного края! А пора, очень пора».

 

1 июня 1887 года особое совещание правительства приняло решение о строительстве отдельных участков железной дороги в Сибири: Средне-Сибирской (от Томска до Иркутска), Забайкальской (от о. Байкал до Сретенска), Южно-Уссурийской (от Владивостока до р.Уссури). Под руководством инженеров путей сообщения Н.П. Меженинова, О.П. Вяземского и А.И. Урсати было организовано три экспедиции для изыскания трассы Средне-Сибирской, Забайкальской и Южно-Уссурийской железных дорог. Экспедиции завершили свою работу к началу девяностых годов.

 

Дальше проблема строительства Транссиба обсуждалась в Русском техническом обществе. Общество создало комиссию под председательством А.Н. Горчакова «По вопросу о железной дороге через всю Сибирь». В работе комиссии приняли участие видные специалисты инженеры путей сообщения Н.А. Белелюбский, М.Н. Герсеванов, Я.Н. Гордеенко, С. М. Житков, И.В. Мушкетов, М.Н. Анненков и другие. Было создано три подкомиссии, которые занимались вопросами выбора наиболее целесообразного направления железнодорожного пути, выработкой технических условий будущей дороги, изысканиями. Было принято решение направить дорогу через Челябинск - Курган - Омск - Красноярск - Нижнеудинск - Иркутск - Владивосток - Графскую. Предлагалось строить однопутную железную дорогу с колеей нормальной ширины, но по облегченным техническим условиям с расстояниями между станциями до 40 км.

Комитет министров  12 февраля 1891 года, рассмотрев подробно представление министра путей сообщения по вопросу о постройке великого Сибирского железнодорожного пути, высказался единогласно за необходимость строительства сплошной Сибирской транзитной железнодорожной линии.

 

Закладка первого камня Сибирской железной дороги во Владивостоке, по желанию императора, была поручена наследнику цесаревичу Николаю. Он лично наложил в приготовленную тачку землю и перевез ее на полотно строящейся Уссурийской дороги, а также заложил первый камень Сибирской железной дороги. Это подчеркивало государственный характер строительства.

Для общего руководства строительством Сибирской железной дороги и осуществления связанных с нею вопросов по колонизации и промышленному развитию края 10 декабря 1892 года был учрежден Комитет Сибирской железной дороги. Комитет возглавил наследник престола. Для конкретного заведывания строительством железнодорожной линии Транссиба было учреждено в 1893 году управление по сооружению Сибирской железной дороги Министерства путей сообщения. Руководителями управления были назначены Н.Е. Ададуров и П.Я. Соколов.

Татьяна Томилова,
сотрудник музея истории ВСЖД.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31