26 октября 2020 10:47

26 октября 2020 10:47

Филиппыча знали все

Немало людей, в судьбах которых этот человек сыграл роль учителя, воспитателя, отца.
Мой прадед строил Восточно-Сибирскую магистраль, дед работал машинистом паровоза, отец трудился в депо Иркутск-Сортировочный с 1926 года по 1966-й машинистом паровоза. Их эстафету продолжил я — машинистом электровоза. Наш род по отцу и матери отдал дороге по самым малым подсчетам свыше 500 лет.
Род отца - это Секлетины, Хвостики, по матери - Веселовские. На их счету несколько почетных железнодорожников, ордена Ленина и Красного Знамени, множество медалей.

А.Ф.Секлетин.Немало людей, в судьбах которых этот человек сыграл роль учителя, воспитателя, отца.

Мой прадед строил Восточно-Сибирскую магистраль, дед работал машинистом паровоза, отец трудился в депо Иркутск-Сортировочный с 1926 года по 1966-й машинистом паровоза. Их эстафету продолжил я — машинистом электровоза. Наш род по отцу и матери отдал дороге по самым малым подсчетам свыше 500 лет.

Род отца - это Секлетины, Хвостики, по матери - Веселовские. На их счету несколько почетных железнодорожников, ордена Ленина и Красного Знамени, множество медалей. Но самой яркой фигурой был мой отец, Александр Филиппович Секлетин. Друзья его звали просто - Филиппыч.

 

Машинистом паровоза он поехал в 1935 году, одним из первых освоил кривоносовскую езду - вождение тяжеловесных поездов. Приказом наркома путей сообщения за безаварийную работу и вождение тяжеловесных поездов на высоких технических скоростях ему было присвоено звание машиниста первого класса. В годы Великой Отечественной войны, в 1942 году, он был награжден орденом Трудового Красного Знамени, а после войны его наградили этим же орденом во второй раз, затем — орденом Ленина, медалями.

В 1944 году отца назначили машинистом-инструктором кривоносовской езды, то есть он обучал машинистов вождению тяжеловесных поездов на высоких скоростях. Его фамилия была в особом списке НКВД и КГБ, он первым повел международный поезд Москва-Пекин. Вызывали отца в рейс под самые «особые поезда».

 

Мало кто знает, что в пятидесятые годы в депо Иркутск-Сортировочный пришла разнарядка на присвоение звания Героя Социалистического Труда. Руководство депо рекомендовало отца. Не берусь утверждать, по какой причине: то ли, будучи коммунистом, он мало занимался партийной работой, то ли из-за того, что под колесами его поезда по трагической случайности на станции Военный Городок погиб секретарь Заларинского райкома партии, — партком рекомендации воспротивился. Несколько дней его вызывали, допрашивали. Признали, что вины нет. Но разговор отца с секретарем был резкий, он никогда никого не боялся, говорил все прямо в глаза, возможно, поэтому звания ему не присвоили. Не дали ему и «Почетного железнодорожника».

 

Этот снимок сделан в начале 80-х. Братья Валерий и Анатолий Секлетины решили запечатлеть себя на память в кругу детей. Анатолий с сыновьями, Валерий с дочкой.Я иногда задаюсь вопросом: если не присвоили звание Героя Соцтруда отцу, то неужели не нашлось в нашем депо больше ни одного достойного человека? «Разнарядку» отправили в депо Нижнеудинск, Может, на то время более уважаемого человека, чем мой отец, и не было? У него было всего 4 класса образования. Он считал, что руководителю коллектива нужно иметь «настоящее» образование, и часто просился перевести его из машиниста-инструктора обратно в машинисты. За сорок лет он не имел ни одного брака, ни одного нарушения дисциплины, только поощрения и награды. Его портрет всегда висел в музее трудовой славы локомотивного депо.

 

А сколько внимания он уделял нам, пацанам 8-й улицы. Игры в футбол, городки, упражнения с гирями были только на нашей улице, походы в лес, на рыбалку — это его заслуга. К нему шли все от малого до престарелого, и он помогал всем: кому сделает по дому что-нибудь, кому отремонтирует мотоцикл. Двери его дома не закрывались. Тех ребят, которые росли без отцов, заставлял учиться. Трое подростков окончили ШВТ, кто-то поступил в железнодорожный институт, многие устраивались в депо. Когда я стал работать в депо, уважаемые машинисты говорили: «Уж кто-кто, а твой отец достоин звания почетного железнодорожника». Пришла электрификация — отец обучал электровозников. Последние пять лет перед пенсией он работал на маневрах. При своих наградах он имел право на персональную пенсию. Но не дали. Через 20 лет после ухода на заслуженный отдых отца вызвали в НОД на какое-то торжество. Он пришел при всех орденах. Увидев награды, работник юридического отдела Анатолий Пиякин спросил: «Дядя Саша, ты получаешь персональную пенсию? Нет? Собери бумаги и подавай...». Персональная пришла, но отца уже не было в живых...

 

Я думаю, что Филиппыча помнят на дороге. Еще живы его помощники, люди, в судьбах которых он сыграл значительную роль учителя, воспитателя, отца. В свое время начальник дороги Алексей Валерьевич Воротилкин несколько лет до окончания железнодорожного института работал в моей бригаде, где я был старшим машинистом. Так что о моем отце он тоже знает.

В этом году исполнилось 20 лет со дня смерти моего отца. Сейчас на железной дороге продолжает работать его внук, тоже Саша, названный так в его честь. Это уже пятое поколение Секлетиных. Династия продолжается.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31