23 октября 2020 13:39

23 октября 2020 13:39

Александр Потапенков: Выполняем особый социальный заказ

На линейных станциях ВСЖД на договорной основе налажена торговля товарами повседневного спроса
О том, как Иркутский филиал ОАО „Железнодорожная торговая компания“ входит в рынок розничной торговли, в интервью „Восточно-Сибирскому пути“ рассказывает его руководитель Александр Потапенков.
- Александр Владимирович, во время весеннего комиссионного осмотра дороги, в частности Иркутского отделения, была положительным образом отмечена работа ваших магазинов, расположенных на малых станциях.

В буфете вокзала ст.Тулун.На линейных станциях ВСЖД на договорной основе налажена торговля товарами повседневного спроса

 

О том, как Иркутский филиал ОАО „Железнодорожная торговая компания“ входит в рынок розничной торговли, в интервью „Восточно-Сибирскому пути“ рассказывает его руководитель Александр Потапенков.

 

- Александр Владимирович, во время весеннего комиссионного осмотра дороги, в частности Иркутского отделения, была положительным образом отмечена работа ваших магазинов, расположенных на малых станциях. Каким образом сейчас строится система рабочего снабжения на линии?

- Для начала необходимо уточнить, что понимать под словом „линия“. По моим данным, на Восточно-Сибирской дороге насчитывается 227 станций. Вполне очевидно, что станции, расположенные вблизи крупных населенных пунктов, дефицита торговых точек не испытывают. Между тем, на магистрали есть станции, где проживает буквально несколько десятков человек. Сторонние коммерческие структуры по причине изначально нерентабельной торговли туда не придут. Какую серьезную выгоду могут найти для себя частные торговые структуры, допустим, на станции Делюр или Кадуй, где проживают соответственно 61 и 69 человек?

Потому наши магазины на этих крошечных станциях, по сути, самые что ни на есть реальные объекты жизнедеятельности поселений. Что же касается организационной стороны дела, то она строится на основе генерального договора между ОАО „РЖД“ (заказчик) и ОАО „Железнодорожная торговая компания“ (исполнитель). Согласно этому договору, „исполнитель“ принимает на себя обязательства перед заказчиком по оказанию услуг торговли на линейных станциях, не имеющих торгового обслуживания. В свою очередь, „заказчик“ обязуется своевременно оплачивать эти услуги. По аналогичной схеме заключен договор между ВСЖД и Иркутским филиалом ОАО „ЖТК“, который стал реализовываться с 1 октября 2007 года. Оплата производится, исходя из согласованного количества торговых точек и сметы расходов на содержание каждой из них. 

 

- Сколько же социально значимых предприятий торговли на линейных станциях Восточно-Сибирской?

- 17 магазинов. Причем подавляющее их число находится на Иркутском (10) и Улан-Удэнском (6) отделениях, и один на ст. Кунерма Северобайкальского отделения.

 

- А как доставляются товары?

- Либо автотранспортом, либо вагонами-лавками, которые дислоцируются на станциях Улан-Удэ, Северобайкальск, Зима и входят в состав соответствующих торгово-производственных объединений (ТПО) нашего филиала. Все зависит от места расположения той или иной станции. Возьмем станцию Кижа. На участке Улан-Удэ - Петровский Завод она единственная из списка социально значимых предприятий торговли на линии. Поэтому нет никакого резона посылать туда вагон-лавку, а проще, по мере необходимости, завозить товар из Улан-Удэ автотранспортом.

 

- То, что жители отдаленных станций не забыты, конечно, очень хорошо. Это в очередной раз подтверждает социальную ответственность ОАО „РЖД“ как государственной корпорации, которая в полной мере выполняет свои обязательства перед обществом. И тем не менее, согласитесь, запросы покупателей, пусть и в глубинке, не стоят на месте. Всегда ли они удовлетворяются?

- Правильная постановка вопроса. Железнодорожники отдаленных станций не должны быть в чем-то ущемлены в сравнении со своими коллегами, проживающими на крупных и средних станциях, в том числе в сфере обеспечения высококачественными продуктами питания и промышленными товарами. Для этого при заключении вышеупомянутого договора особым образом оговаривался примерный ассортимент товаров.

 В нем зафиксировано многое из того, что могут предложить своим покупателям крупные городские магазины: начиная от хлеба и хлебобулочных изделий, мясомолочной продукции, сезонных овощей и фруктов, рыбы, разнообразных консервов и кончая товарами длительного пользования (одежда, обувь, мебель, бытовая техника, телерадиоаппаратура и т. д.). Правда, поставку последних осуществляем лишь по заявкам. Понятно, что поселковый магазинчик в сибирской глубинке не может, да и не должен соревноваться с супермаркетом типа „Эльдорадо“.

 

- Мы ведем речь о дне сегодняшнем. А ведь не так давно в состав ДорУРСа входили, помимо магазинов, хлебопекарни, столовые...

- Да, все это было до 1998 года. Если тогда в нашем штате работало порядка трех тысяч человек, то сейчас лишь 201 специалист. В 80-е и 90-е годы хлебопекарни были на многих узлах - в Горхоне, Мысовой, Наушках, Алзамае, Зиме, Нижнеудинске.

Возвращаясь к нашему времени, нужно отметить, что процесс реформирования рабочего снабжения шел интенсивным образом последние четыре года. Некоторые эксперты, понимая, что торговля - это непрофильный бизнес, полагали, что с нею надо распрощаться. Но они не учли главного - в России, и в Сибири в частности, есть немало станций, где железнодорожный магазин - единственный, и если его закрыть, то это будет настоящей катастрофой для местных железнодорожников.

С 1 октября 2007 года на базе Иркутского центра рабочего снабжения был создан Иркутский филиал ОАО „Железнодорожная торговая компания“. Функции остались прежние. Помимо торговли на линейных станциях, это организация питания железнодорожников, занятых в ремонтно-восстановительных работах, организация питания пассажиров при задержках поездов более четырех часов или чрезвычайных ситуациях. Одновременно ставится задача постепенного перехода на рентабельность нашей деятельности.    

 

 - В чем же тогда суть преобразований?

- Основная цель - построение эффективной и финансово-прозрачной системы обеспечения ВСЖД в области питания и торгового обслуживания за счет формирования механизма конкурентных рыночных отношений. Ведь помимо прочего у нас есть магазины в Иркутске, Улан-Удэ, во многих райцентрах Прибайкалья, буфеты на вокзалах Тулуна, Нижнеудинска и Таксимо.

Особенно радует работа Зиминского торгово-производственного объединения (начальник Ольга Барбирош). Кстати, именно там наибольшее на дороге количество магазинов на линии и наименьшее число замечаний и жалоб от покупателей. Не так давно предприимчивые зиминцы вдобавок ко всему открыли магазин строительных материалов.

 Понятно, что, имея торговые точки в достаточно крупных населенных пунктах, мы просто обязаны развивать коммерческий сегмент своей деятельности. Как результат - в первом квартале 2008 года общая прибыль нашего филиала, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, выросла на 20 процентов, а затраты снизились на 4,7 процента.  

 

Досье

Потапенков Александр Владимирович.

Окончил Новосибирский институт советской кооперативной торговли. Основные этапы работы на ВСЖД: начальник ОРСа НОД-3, начальник службы рабочего снабжения ВСЖД, директор ИДЦРС - филиала ОАО „РЖД“. С 2007 года и. о. директора Иркутского филиала ОАО „Железнодорожная торговая компания“ (ЖТК).

Борис Ступин. Фото Владимира Кузьмищева
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31