17 января 2021 02:19

17 января 2021 02:19

Детство, опаленное войной

21 июня 1941 года на выпускном вечере в школе учащимся вручали аттестаты зрелости, а на следующий день их юность оборвала война...
Сохранилась фотография выпускников. Первый слева — будущий знаменитый режиссер Лёня Гайдай. Следующий день выдался солнечный и очень теплый. Глазковские жители как обычно семьями шли отдыхать на Каю и Иркут. Плавали, загорали, всюду слышался веселый смех. Вдруг небо затянуло чеными тучами. Все потемнело. Началась сильная гроза. Люди поспешили домой, но там их ждало страшное известие о начале войны.

21 июня 1941, первый слева - Леонид Гайдай.21 июня 1941 года на выпускном вечере в школе учащимся вручали аттестаты зрелости, а на следующий день их юность оборвала война...

Сохранилась фотография выпускников. Первый слева — будущий знаменитый режиссер Лёня Гайдай. Следующий день выдался солнечный и очень теплый. Глазковские жители как обычно семьями шли отдыхать на Каю и Иркут. Плавали, загорали, всюду слышался веселый смех. Вдруг небо затянуло чеными тучами. Все потемнело. Началась сильная гроза. Люди поспешили домой, но там их ждало страшное известие о начале войны. В школе на втором этаже прошла линейка, куда все школьники пришли с документами. Мальчики сразу отправились в военкомат...

В новом учебном году занятия проводились в здании райсовета, школа на время должна была стать госпиталем. Классные комнаты подготовили для размещения раненых, установили ванны, оборудовали хирургические кабинеты. Но госпиталь в здании школы так и не был размещен.

 

Выпускница 1942 года и будущая учительница школы К.Л. Ярыгина (Елистратова) писала: «После летних кани­кул в 10 класс пришли только 5 девочек. Большинство мальчишек забрали в армию и осенью 1942 года после короткой подготовки отправили на фронт. С фронта ни один из наших мальчишек не вернулся».

Все школы ВСЖД оказывали большую помощь колхозам, совхозам, подсобным хозяйствам, транспортным предприятиям. Школьники выполняли и тяжелую работу: пахали плугом, заготавливали дрова, работали на угольной шахте в Черемхове.

Тяжелыми были бытовые условия: на работу ходили по 4-6 км. Не хватало хлеба.

Вот как вспоминают это время выпускники школы: «Голодали, часами стояли в очереди за хлебом по карточкам, делали уроки при свете «коптилок». Учились каждый по своим способностям, пропуски были очень редки. Если кто-то не приходил, это значило, что в дом пришла «похоронка» или мама не успела починить обувь. Плакали, когда кому-нибудь из девочек в нашем классе приходили «похоронки». Замирали перед репродуктором, слушая голос Левитана. Было страшно, когда узнали о краснодонцах, о Зое, но знали, что в подобной ситуации и мы были бы такими».

 

Дети слушают сводку.И все-таки главной задачей даже в это тяжелое время было осуществление обязательного всеобщего обучения. В первые же дни войны встал вопрос подготовки кадров для железнодорожного транспорта из числа учащихся старших классов. Проводилась большая работа по подготовке учебных планов, программ, оборудованию рабочих мест для слесарей, радистов, механиков.

Скупые строчки отчетов сообщают, что уже с 1 августа 1941 года детской технической станцией при школе было набрано для подготовки 3 группы слесарей-паровозников, 2 группы электромехаников (25 человек), 2 группы радистов (59 человек), коротковолновиков (30 человек), 1 группа помощников машинистов (6 человек), 1 группа автомобилистов, шоферов (10 человек), 1 группа станочников (11 человек), 1 группа киномехаников (10 человек), группы стрелочников, электромонтеров, связистов, телеграфистов. Всего различным специальностям обучили 242 человека.

 

Школа помогала семьям защитников, призванных в ряды РККА. Пионеры организовали движение «Тимур и его команда» для оказания помощи нуждающимся, ремонтировали бытовые приборы, электроплиты, утюги, примусы. Девочки придумали членские билеты этого движения. Один из них находится в экспозиции школьного музея.

Ученики собирали для госпиталей посуду, белье, ухаживали за ранеными. «Мы действительно жили одним порывом со всей страной: отправляли на фронт посылки с последней парой отцовского белья и рукавиц. Шили и вышивали кисеты. Никто никого не агитировал. Это все было настолько естественным для нас, - вспоминали они. - Ходили к раненым в госпиталь. У нашего класса была своя палата, мы писали письма под диктовку раненых, читали им книги, письма из дома. Помним одного молоденького солдата, полностью слепого, с повязкой на голове и на лице. Его мы особенно любили и жалели. В госпиталях часто выступали с концертами Лида Годлевская, Таня Ворошнина и Галя Ремизова. Женя Редрова играла на скрипке». Были собраны значительные средства для постройки танков и самолетов, на оборудование госпиталей.

 

Внеклассная работа в это время также велась на военный лад. Ребята выпускали стенгазеты, боевые листки, читали письма с фронта, приглашали на вечера героев-фронтовиков. На музейной фотографии девочки, выпускающие стенгазету по сводкам Информбюро. «Не надо был о специально воспитывать патриотизм, — вспоминали вчерашние ученики, — сама жизнь, сообщения с фронта... вызывали в нас огромное желание сделать что-то для победы. А в то, что мы победим, верили все. Победа пришла. По звонку мы вышли в зал верхнего этажа на линейку, и нам объявили, что война закончилась. Что было - этого не передать словами!»

 

Подготовила Татьяна ТОМИЛОВА, работник музея истории ВСЖД.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31