28 января 2021 18:05

28 января 2021 18:05

А ей было всего семнадцать лет

Военная служба началась для Маргариты Николаевны Гринь (до замужества Кулакова) 10 сентября 1943 года. 17-летняя девушка к этому времени имела специальность слесаря — инструментальщика (школа ФЗО г.Черемхова) и помощника машиниста (курсы в Нижнеудинском депо). Ведущий "горячий" паровоз прибыл в г. Нижнеудинск из г.Улан-Удэ и вместе со сплоткой из четырех "холодных" новых паровозов из резерва НКПС 10 сентября 1943 года был направлен в г. Харьков. На Украине Риту определили старшим кондуктором в экипаж паровоза 716-34.

Маргарита Николаевна Гринь с автором этого материала.

Военная служба началась для Маргариты Николаевны Гринь (до замужества Кулакова) 10 сентября 1943 года. 17-летняя девушка к этому времени имела специальность слесаря — инструментальщика (школа ФЗО г.Черемхова) и помощника машиниста (курсы в Нижнеудинском депо).

Ведущий "горячий" паровоз прибыл в г. Нижнеудинск из г.Улан-Удэ и вместе со сплоткой из четырех "холодных" новых паровозов из резерва НКПС 10 сентября 1943 года был направлен в г. Харьков. На Украине Риту определили старшим кондуктором в экипаж паровоза 716-34.

Колонна паровозов особого резерва № 47 входила в первый Украинский фронт под командованием маршала Конева. Экипаж 716-34 состоял из 12 человек: старшего машиниста (майор), машиниста (капитан), двух помощников машиниста (лейтенанты), двух кочегаров (рядовые), поездного мастера (лейтенант), двух главных кондукторов (лейтенанты), двух старших кондукторов (сержанты), проводника (старшина). Эшелон формировался из паровоза, теплушки для экипажа, вагона с зенитной установкой и ее расчетом, вагонов для военной техники и боеприпасов, вагонов для раненых бойцов и военнопленных.

Старший машинист, майор Бондаренко, увидев хрупкую сибирячку, воскликнул: "О, це дочка пришла!". И длился военный путь дочки до 1 января 1948 г.

 

Эти 4 года вместили многое. На ст. Пятихатки под страшными бомбовыми ударами и сплошным огнем экипаж остался жив, но Рита получила ранение в голову. На ст. Северные Бельцы в Кишиневско-Ясовской операции жуткая стая немецких самолетов смешала землю с кровью, горели вагоны, танки, солдаты, лошади... Эта кошмарная картина и свист бомб помнятся до сих пор.

Служба требовала силы, ответственности, большой дисциплины. После суточного дежурства - "отсыпной" в теплушке.

Победу 9 мая встретили под Берлином. Но взрывы еще не окончились. В Польше 29 октября 1945 года внутренние враги двумя противотанковыми минами подорвали паровоз 716-34. Экипаж расформировали по другим паровозам, но служба продолжалась. После Победы сержант Рита по-прежнему служила старшим кондуктором, эшелон вывозил из Польши, Германии, Чехословакии военную технику к границам СССР.

 

Штаб ОРКП-47 располагался на ст. Журавица, а на ст. Краков-Плашев находился штаб ОРКП-44. При случайных встречах на станциях экипажи знакомились, общались. Еще с 1944 г. Рита была знакома с Валей - военной железнодорожницей. И вот новая встреча в Польше. Валя уже замужем за однополчанином Виктором Лайпом, и Рита отдавала свой паек махорки их семье. При очередной встрече к теплушке подбежали Виктор и незнакомый военный железнодорожник. Девушка еще не знала, что перед ней стоит ее суженый, будущий отец ее детей.

Командование штабов ОРКП-44 и ОРКП-47 дало разрешение на брак Гриня Сергея Сергеевича и Кулаковой Маргариты Николаевны. Жених приехал за невестой спецрейсом на паровозе. Молодые доехали до Кракова, долго искали улицу Шопена, где находилось консульство СССР. И 7 июля 1947 года, после регистрации брака, солдаты охраны консульства преподнесли молодым супругам букет цветов. Муж подарил Рите красивые красные туфли. Молодые перешли мост через Вислу, отдохнули на берегу, и направились в родную теплушку.

 

Далее семья служила в ОРКП-44. 6 ноября 1947 года их эшелон пересек польскую границу и направился в г. Ленинград для расформирования. В январе 1948 г. Сергей и Маргарита демобилизовались, сдали командировочные удостоверения на ст. Иркутск-Сортировочный. Сергею предложили работу помощника машиниста и место в общежитии, для его жены и будущего ребенка в послевоенном Иркутске жилплощади не нашлось.

Семья уехала на ст. Половина к родителям. В феврале 1949-го Сергей перешел на работу в трест "Черемховуголь" на шахту "Забитуй". Маргарита работала при диспетчерской службе шахты, и затем мастером ОТК. 11 лет супружеской жизни пролетели как один миг: жили душа а душу. Сергей трагически погиб 1 июня 1958 года, оставив 31-летнюю вдову в новом доме с тремя малолетними детьми.

Дальнейший смысл жизни заключался в детях, хотя и сватали ее не раз. Старшая дочь Зоя окончила ИПИ, Сергей - Бодайбинский горный техникум, Людмила - ИМИ.

Связали свою судьбу с ВСЖД младшая дочь Людмила (она директор железнодорожного медицинского колледжа), внук Михаил, после окончания Байкальского государственного университета экономики и права ставший экономистом, и внучка Наташа, студентка 4-го курса ИрГУПСа.

 

Маргарита Николаевна получила благоустроенную квартиру на ст.Половина и тепло вспоминает начальника ВСЖД Г.И. Тетерского, военного комиссара Иркутской области В. Шипова, начальника ВСЖД Г.П. Комарова.

За военные годы Маргарита Николаевна Гринь награждена медалью "За Победу над Германией в 1941-1945 гг.", "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.", знаком "Почетный железнодорожник". В 1996 г. ей вручена медаль Жукова.

Маргарита Николаевна всегда занималась общественной работой, избиралась депутатом горсовета, входила в комиссию народного контроля, была членом профкома. А сейчас она счастливая мать и бабушка, у нее четыре внука и два правнука. Она очень доброжелательна к людям, с ней приятно общаться, ее приглашают на все мероприятия в поселении, она член белорусского общества.

Я сердечно поздравляю Маргариту Николаевну с Днем Победы, желаю ей здоровья и долголетия, всей ее большой семье - счастья!

 

Валентина Мясникова,
помощник депутата Законодательного собрания Иркутской области А.П. Козьмина.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31