17 января 2021 03:27

17 января 2021 03:27

У высоких берегов Амура…

С просьбой написать о ветеране Великой Отечественной войны почетном железнодорожнике, бывшем машинисте-инструкторе локомотивного депо «Иркутск-Сортировочный» Евгении Васильевиче Смирнове обратился в редакцию ученик ветерана Василий Луцевич. - В нашей газете, к сожалению, давно не упоминалось его имя, - заметил Василий Матвеевич. - А ведь он с 1939 года по 1946-й прослужил в пограничных войсках, охраняя рубежи Родины от японских захватчиков, оккупировавших соседний Китай и готовых напасть на Советский Союз.

С просьбой написать о ветеране Великой Отечественной войны почетном железнодорожнике, бывшем машинисте-инструкторе локомотивного депо «Иркутск-Сортировочный» Евгении Васильевиче Смирнове обратился в редакцию ученик ветерана Василий Луцевич.

- В нашей газете, к сожалению, давно не упоминалось его имя, - заметил Василий Матвеевич. - А ведь он с 1939 года по 1946-й прослужил в пограничных войсках, охраняя рубежи Родины от японских захватчиков, оккупировавших соседний Китай и готовых напасть на Советский Союз.

И вот мы направляемся на улицу Севастопольскую, что находится на окраине Ново-Ленино. Здесь в старом заливном доме, одном из тех, которые давным-давно, еще в середине прошлого века, строились для лучших машинистов, и обитает Евгений Васильевич.

Живет он один, полным, по собственному признанию бобылем. Сначала схоронил верную супругу, а потом и главную свою опору - двух сыновей. Младший сын Сергей, неплохой музыкант, с которым старик коротал последние годы, умер всего три месяца назад. Оплакивать его у отца уже не было сил – все слезы выплакал раньше.

 

Несмотря на жестокие удары судьбы, хозяин усадьбы встретил нас не по-стариковски крепким (в его-то 90 лет) рукопожатием, всем видом давая понять, что рад приходу неожиданных гостей, и сразу повел на огород.

- Потеплело, и я начал по-маленьку в земле копаться, - пояснял Евгений Васильевич, показывая свои владения.- Не могу, знаете, без дела сидеть. Железная дорога приучила.

После короткой экскурсии по усадьбе Смирнов пригласил нас в дом и в ответ на просьбу рассказать о войне достал из шкафа альбом с потемневшими от времени фотографиями.

 

- Мне сильно хвалиться нечем, - говорит бывший машинист-инструктор, предлагая посмотреть снимок, запечатлевший лица пятерых воинов с красными звездочками на фуражках. - В самое пекло войны не попал, немецко-фашистских захватчиков не бил, только на востоке держал линию обороны против японцев. Вот на этой карточке  я как раз изображен в окружении друзей-однополчан Нектопалеона Попова, Николая Рожнова, Алексея Рязанова и Николая Неуструева, с которыми служил на границе. Нас в 1939 году прямо из локомотивного депо Иркутск-Сортировочный вместе призвали на службу и после прохождения курсов молодого бойца в Слюдянке направили охранять рубежи Отечества. Помните песню со словами: «у высоких берегов Амура часовые Родины стоят». Там мы и служили почти семь лет. А когда разбили самураев, все вернулись на родное предприятие. Увы, моих товарищей уже нет на свете.

 

Если бы друзья-однополчане остались живы, им, конечно, было бы о чем вспомнить. Хотя бы о боях в Маньчжурии, когда 74-му пограничному отряду, в составе которого оказались сибиряки, пришлось, форсировав под огнем противника Амур, выкуривать японцев из оккупированного захватчиками китайского города Махэ. Доблестно проявил себя в этом сражении и Евгений Васильевич, награжденный медалью «За отвагу», пользующуюся наибольшим почетом среди солдат.

И в мирном строю храбрый пограничник не замарал честь мундира, проявил себя с самой лучшей стороны. Сначала его наградили медалью «За трудовую доблесть», потом орденом Ленина. Но особо гордится Смирнов чисто отраслевой наградой - званием «Почетный железнодорожник», поскольку она напрямую свидетельствует о профессиональных заслугах.


Чтобы узнать, чем прославил себя старейший машинист-инструктор, достаточно хотя бы на минуту-другую заглянуть в музеи локомотивного депо Иркутск-Сортировочный и бегло осмотреть развернутую в нем экспозицию. Там немало материалов, рассказывающих о замечательных производственных достижениях Евгения Васильевича. Например, о возглавляемой Смирновым бригаде, которой еще в 1949 году было присвоено звание «Лучший паровоз сети». Или о его комсомольско-молодежной колонне, на протяжении целой пятилетки считавшейся самой передовой в отрасли. Или о подготовленных им за пятьдесят лет хороших машинистах, внедренных в производство десятках рационализаторских предложений, давших большой экономический эффект.

Даже не верится, что все это мог совершить один человек. Трудовых достижений ветерана войны и труда с лихвой хватило бы на несколько биографий.

Ян Ленский
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31