28 октября 2020 22:41

28 октября 2020 22:41

И в девяносто он молод душой

Узнав, что на улице Александра Невского г.Иркутска проживает девяностолетний дед, почетный железнодорожник, я загорелся желанием познакомиться с ним. Представлял, что встречусь с дряхлым стариком, глуховатым, с плохой памятью. И каково же было мое удивление, когда я увидел молодцеватого человека. Ходит Осадчий по квартире без тросточки, не горбясь, бодрой и легкой походкой. Говорит неторопливо, спокойно. Беседа завязалась сама собой. Юрий Константинович показал мне трудовую книжку и наградные документы.

Узнав, что на улице Александра Невского г.Иркутска проживает девяностолетний дед, почетный железнодорожник, я загорелся желанием познакомиться с ним. Представлял, что встречусь с дряхлым стариком, глуховатым, с плохой памятью. И каково же было мое удивление, когда я увидел молодцеватого человека.

 

Ходит Осадчий по квартире без тросточки, не горбясь, бодрой и легкой походкой. Говорит неторопливо, спокойно. Беседа завязалась сама собой. Юрий Константинович показал мне трудовую книжку и наградные документы.

Родился мой собеседник в селе Карапаши Киевской области. В 1938 году Юрий Осадчий поступил в Днепропетровский железнодорожный  институт, в марте 1941 года был направлен в Молдавию для проведения изыскательных работ для строительства железной дороги. 19 июня этого же года он находился в командировке в городе Черновицы (с 1944 г. Черновцы) Украины. 22 июня увидел 10 самолетов с черными крестами. Решил, что в Киев летит многочисленная немецкая делегация. На город посыпались бомбы. Поднялась страшная суматоха. В мирную жизнь ворвалась война. Обезумевшие люди стали бегать из стороны в сторону в поисках спасения. Крики женщин и детей, стоны раненых. Город пылал, и красные отсветы метались по стенам домов.

 

Осадчий с двумя студентами-спутниками бросился на железнодорожный вокзал. С большим трудом они втиснулись в переполненный вагон и доехали до Днепропетровска...

Днепротранспроектом Юрий Осадчий был командирован на железнодорожную ветку Астрахань-Кизляр (Дагестанская АССР) проводить съемочные работы, а вскоре направлен в Джамбул для участия в разработке проекта строительства железной дороги от этого города на 89 километров вглубь Казахстана, к месту добычи железной руды, очень нужной для производства танков.

7 октября 1941 года Юрий был призван в ряды Красной Армии и направлен на учебу в Камышинское танковое училище, а через три месяца переведен в Свердловск для приема танков Т-34 с Уральского машиностроительного завода и отправки их на фронт. Танки в течение трех суток подвергались обкатке на полигоне, а затем вместе с экипажем грузились на товарные платформы и эшелонами отправлялись на передовую. Осадчий эту работу выполнял в звании лейтенанта, а затем - старшего лейтенанта.

 

Демобилизовался он в апреле 1946 года. Продолжил учебу в Днепропетровском институте железнодорожного транспорта, был зачислен сразу на 4 курс. После окончания института сначала работал на Одесской железной дороге дорожным мастером, через год - инженером 4-й дистанции пути на станции Вапнярка.

В апреле 1952 года Осадчий откомандирован в распоряжение ВСЖД. Был назначен заместителем начальника Зиминской дистанции пути, через два года - начальником Куйтунской дистанции, а через шесть лет руководителем Зиминской, где проработал до ухода на заслуженный отдых в сентябре 1977 года.

 

Какую бы должность ни занимал Юрий Константинович, к служебным обязанностям всегда относился ответственно. В его трудовой книжке 45 поощрений. Это и благодарности, и почетные грамоты, и денежные премии. В 1970 году он награжден медалью «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина». В 1972 году стал почетным железнодорожником.

В 1990 году умерла жена Виктория Федоровна (с нею Осадчий прожил в любви и согласии 42 года).

Супруги вырастили и воспитали двоих сыновей, Владимира и Александра, и дочь Людмилу. Все дети имеют высшее образование.

С 2000 года Юрий Константинович живет в Иркутске с дочерью и ее семьей. Несмотря на свой почтенный возраст, ветеран старается быть в курсе основных событий. Каждую пятницу день у него начинается со свежего номера газеты «Восточно-Сибирский путь».

Николай Алферов (фото Ивана Гурова)
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31