25 октября 2020 17:09

25 октября 2020 17:09

В ожидании перемен

Станция Вихоревка остро нуждается в реконструкции. Когда-то Вихоревка являлась «столицей» Братского отделения ВСЖД. Был грузопоток. Возлагались надежды на БАМ. Потом грянула перестройка. Грузоперевозки упали. Отделение ликвидировали. Станцию понизили в статусе. Но сейчас отрасль опять на подъеме, а Вихоревка снова... на перепутье. В буквальном смысле. Ее пути не готовы к новым условиям. Вихоревский узел — хозяйство большое, включающее в себя ряд станций участки от Чуны до Зябы плюс Братское направление. Общая протяженность подъездных путей составляет 325 километров.

Станция Вихоревка остро нуждается в реконструкции.

Когда-то Вихоревка являлась «столицей» Братского отделения ВСЖД. Был грузопоток. Возлагались надежды на БАМ. Потом грянула перестройка. Грузоперевозки упали. Отделение ликвидировали. Станцию понизили в статусе. Но сейчас отрасль опять на подъеме, а Вихоревка снова... на перепутье. В буквальном смысле. Ее пути не готовы к новым условиям.

Вихоревский узел — хозяйство большое, включающее в себя ряд станций участки от Чуны до Зябы плюс Братское направление. Общая протяженность подъездных путей составляет 325 километров. Основное назначение — погрузка-выгрузка и пропуск транзитных поездов.

 

Грузить-выгружать есть что. В зоне ответственности станции целый букет крупных промышленных и лесозаготовительных предприятий — ОАО «Братсккомплексхолдинг», Братский алюминиевый завод, подразделения БратскГЭСстроя, Ангарстроя и множество других. Работы хватает.

— Динамика последних лет показывает, что период застоя мы миновали, и Вихоревка постоянно увеличивает обороты, — говорит начальник станции Валерий Карсаков. — Достаточно сравнить, скажем, показатели 2004 года и 2006-го. В 2004 году мы переработали по узлу только местных вагонов 186 тысяч. А в 2006-м — уже 194 тысячи 661 вагон.- По транзитным вагонам с переработкой рост составил 28 тысяч 247 вагонов и приблизился к 173 тысячам. Соответственно поднялись и показатели пропуска транзитных поездов без переработки. И вот тут мы встаем перед определенной дилеммой...

 

«Дилемма» проста — станции тесно в своих границах. И причины здесь как объективные, так и такие, которые были порождены недальновидностью или сиюминутностью временного застоя. Был заброшен нечетный сортировочный парк. Демонтирован ряд стрелочных переводов со стороны западной горловины, что значительно снизило возможности маневровой работы. Огромная площадь путей была передана под отстой так называемого эмпээсовского резерва. Есть и другие проблемы.

— Сегодня сортировочный парк составляют 18 путей, — говорит заместитель начальника станции по технической работе Анатолий Финкельштейн. — Из них 15 с половиной заняты «больными» вагонами, которые приходят на ремонт в местное вагоноремонтное депо. Под сортировку в чистом виде остаются только одиннадцатый и двенадцатый пути и половина тринадцатого. Депо не справляется с потоком поступающих на ремонт вагонов и использует наш сортировочный парк как своеобразную базу «отстоя».

В предгорочном парке, как уже говорилось, отстаивается резерв МГТС. Это 41-й, 42-й, 44-й и 45-й пути. Для пропуска и приема четных поездов остается только 43-й путь...

 

Добавляет напряженности и то, что в границах станции расположены и действуют множество предприятий дороги, которые также активно пользуются станционной инфраструктурой. Кроме уже названного ВЧД-11, здесь находятся локомотивное депо, две дистанции пути, дистанции электроснабжения и СЦБ, ПМС-66, механизированная дистанция погрузочно-разгрузочных работ, база материально-технического снабжения, восстановительный и пожарный поезда...

— И все эти организации активно используют станционные пути для решения своих производственных задач, - резюмирует Анатолий Финкельштейн. — Выставляют локомотивы, дорожную технику, обрабатывают «вертушки», завозят материалы. По самым грубым прикидкам этим самым «съедается» до 15 процентов маневровых возможностей станции.

Какой же выход из положения?

 

— Самый оптимальный, — считает начальник станции Валерий Карсаков, — развивать те возможности, которые были утрачены в период застоя. Такую работу мы начали. Сегодня поставлена задача «расконсервировать» нечетный парк. Энергетики и связисты начали восстанавливать свое порушенное хозяйство. Путейцы уже завозят шпалы и материалы верхнего строения пути. Решаем вопросы по отстою вагонов. Четыре ветки уже освобождены: часть подвижного состава уехала в предгорочный парк, часть отправлена на станцию Кежемская. Сейчас занят только один — тридцать пятый путь, но ищем возможности освободить и его.

— Сегодня все маневровые работы производятся в четном парке, — говорит Анатолий Финкельштейн. — И порой получается так, что очередные поезда доходят только до маршрутных сигналов и ждут отправления предыдущего. Нечетный парк нам нужен именно для пропуска транзитных поездов.

 

«Бомбой замедленного действия» оказалась ликвидация в свое время четырех стрелочных переводов западной горловины нечетного сортировочного парка. Тогда с одиннадцатого по четырнадцатый путь имелся выход на главный ход и была возможность проводить «сквозные» маневры. Сегодня из-за своеобразного тромба все маневровые работы производятся в одном направлении, что, конечно же, повышает эксплуатационные расходы и сказывается на пропускной способности станции.

— Необходимые предложения нами подготовлены, — поясняет заместитель начальника станции по технической работе. — С ними ознакомлены в Тайшетском отделении, было проведено совещание с участием заместителя главного инженера дороги, есть заявки на службу путевого хозяйства о включении этих работ в титул 2007 года. Надеемся, что решение будет положительным.

Есть у вихоревцев и еще одна задумка — восстановить сортировочную горку. Во времена существования Братского отделения дороги она существовала и активно формировала маневровую политику на участке.

 

- Та «полуторка», которая существует в Братске, не может справиться с расформированием и формированием транзитных составов, работает только на себя, — говорит Анатолий Финкельштейн. — Большую путаницу вносит и всевозрастающий парк вагонов собственников. Если раньше подача формировалась от наличия порожняка — собственности ОАО «РЖД», то сегодня каждый грузоотправитель работает со своими вагонами, и рассортировать их порою не просто. Отсюда цепная реакция на всем протяжении от Тайшета до Вихоревки и далее — до Коршунихи и Лены. Наличие мощной горки на станции Вихоревка эту проблему могло бы снять.

 

- Руководство дороги об этих проблемах знает, — комментирует ситуацию заместитель начальника ВСЖД по путевому хозяйству Николай Алексеев. — Принято решение уже в этом году приступить к решению ряда первоочередных задач. В частности, реконструкции и восстановлению нечетного сортировочного парка. Парк простоял в запустении почти 15 лет. Многое вышло из строя — сгнили шпалы, снят металл. Только по восстановлению надо пройти порядка 8 километров. Материалы насобираем — будем завозить с других станций. Задача — восстановить участок и запустить на нем сортировочную горку. А ныне действующий парк сделать чисто приемоотправочным. Уверен, что это значительно облегчит работу не только станции Вихоревка, но и всего Тайшетского отделения.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31