26 октября 2020 01:27

26 октября 2020 01:27

В проектах недостатка не было

Первые проекты о проведении железной дороги в Сибири возникли почти одновременно с началом постройки железнодорожной сети в центральной части России. Эти проекты были связаны с обороной дальневосточных только что присоединенных территорий России. Такую мысль высказал в 1830-е годы видный русский инженер путей сообщения Н.И. Богданов. В эти годы он проводил изыскания Кругобайкальского тракта от Иркутска на Кяхту.

Генерал-губернатор Н.Н.Муравьев-Амурский.

Первые проекты о проведении железной дороги в Сибири возникли почти одновременно с началом постройки железнодорожной сети в центральной части России.

Эти проекты были связаны с обороной дальневосточных только что присоединенных территорий России. Такую мысль высказал в 1830-е годы видный русский инженер путей сообщения Н.И. Богданов. В эти годы он проводил изыскания Кругобайкальского тракта от Иркутска на Кяхту. В 1837 году он представил проект с изложениями своих предложений «для устроения железной дороги, выгоднейшего и удобнейшего способа сообщения от границы китайской до Нижегородской ярмарки». Мысли о необходимости строительства железной дороги в Сибири, которая могла бы обеспечить более быстрое заселение края, развитии промышленности и торговли, использование природных богатств, в том же году появились и у генерал-губернатора Восточной Сибири графа Н.Н. Муравьева. Он три раза подавал проекты о строительстве Сибирской железной дороги.

 

В 1856 году император Александр II на докладную записку адмирала Г.И. Невельского «О деятельности Амурской экспедиции», где он писал о необходимости строительства железной дороги, ответил: «С данной просьбой граф Н.Н. Муравьев-Амурский обращался к покойному батюшке Николаю Павловичу. Но Сенат отклонил данное предложение. И мы отклоняем этот дорогостоящий  проект».

В 1857 году Н.Н. Муравьев-Амурский писал великому князю Константину Николаевичу: «Клубок интересов Англии и Франции в Японии и Китае так сплелся, что политическая обстановка здесь меняется с необыкновенной быстротой не в пользу России. И у меня возникли большие опасения о дальнейшей нашей политике в Приамурском крае, если высшее правительство во главе с канцлером Нессельроде и министром иностранных дел A.M. Горчаковым не примут безотлагательных мер к устранению медленности сношений столицы с Восточной Сибирью. Я убежден, что железная дорога от устья Амура сделалась теперь такой необходимостью, что нельзя жалеть на это огромных капиталов и многолетних трудов, которых она может стоить».

 

Первые проекты железнодорожной линии, от реки Амура до залива Де-Кастри, вошедшие позже в Транссиб, были совершены по почину Н.Н. Муравьева-Амурского. Он направляет на Амур для изыскательских работ группу русских инженеров. Руководил группой военный инженер Д.И. Романов. Изыскания остались без практического применения.

В следующие десятилетия от представителей иностранного капитала поступило несколько предложений о строительстве железной дороги в Сибири.

 

Англичане, американцы, французы предлагали свои проекты строительства железных дорог в Сибири. Они преследовали свои политические, стратегические, экономические цели, надеялись проникнуть на внутренние рынки страны и захватить Дальний Восток, возможно и Сибирь. Проекты Дуля, Коллинса, Пиезаре, Д Ориньи, Слейга и другие заполонили Россию. Правительство понимало корыстные интересы иностранцев. Управляющий путями сообщения и публичными зданиями К.В. Чевкин писал в письме Н.H. Муравьеву: «Недавние опыты показали, сколь в сношениях с американцами необходима особая осторожность: они обыкновенно начинают общими предложениями, благовидными, потом переписку свою с правительственными лицами представляют в виде взаимных соглашений; основывают на них разные по своим расчетам выводы и, наконец, объявляют значительные требования за свои потери и убытки». Свои интересы имели и другие проекты иностранцев. Французские проекты претендовали на получение концессии на европейско-азиатский транзит, рассчитывая поживиться за счет железнодорожной концессии. Англичане надеялись поживиться за счет вывоза лесных богатств из Сибири. У немцев были свои интересы, связанные с перспективой торговли с Китаем и Средней Азией. Они рассчитывали на доходы от железнодорожных поставок. Эти предложения были отклонены правительством.

 

Большие споры развернулись вокруг проектов строительства Сибирской железной дороги и внутри страны. Многочисленные ходатайства, предложения, проекты о строительстве железных дорог в Сибири поступали от отдельных лиц (Мельников, Сафронов, Решт, Богданович, Любимов, Островский и др.), от сибирского купечества, нижегородского, казанского, московского, от сибирских генерал-губернаторов. Все проекты выражали потребности развития сибирско-русской торговли и уральской горнозаводской промышленности. Это были планы материально заинтересованных кругов, их главная проблема заключалась в доставке грузов по наиболее выгодному для них направлению и обогащениях на концессиях за счет казны. Основная борьба в России развернулась за направления будущей Сибирской железной дороги.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31