20 октября 2020 03:21

20 октября 2020 03:21

И министр был его учеником

В 13 лет он стал участником Великой Отечественной войны Иван Кострубов — человек на Восточно-Сибирской железнодорожной магистрали известный и уважаемый. Большую часть жизни он отдал решению проблем «железки», внедрил в дело немало рационализаторских предложений. А еще на дороге знают его как доброжелательного и очень скромного человека. О себе Иван Николаевич говорит так: «Не все у меня получалось, случались ошибки и просчеты, но люди меня прощали, и были случаи, что даже за работу хвалили, хотя надо было ругать для пользы дела».

В 13 лет он стал участником Великой Отечественной войны Иван Кострубов — человек на Восточно-Сибирской железнодорожной магистрали известный и уважаемый. Большую часть жизни он отдал решению проблем «железки», внедрил в дело немало рационализаторских предложений.

А еще на дороге знают его как доброжелательного и очень скромного человека. О себе Иван Николаевич говорит так: «Не все у меня получалось, случались ошибки и просчеты, но люди меня прощали, и были случаи, что даже за работу хвалили, хотя надо было ругать для пользы дела».

Родился Иван Кострубов 17 марта 1929 года в городке Россошь Воронежской области в рабочей семье. Железнодорожником мечтал стать еще в школьные годы. Повлияло железнодорожное окружение, в котором он жил и воспитывался. Россошь — город небольшой, значительная часть его жителей работала на железной дороге. Работать путейцем тогда было очень престижно... Детство Вани Кострубова было тяжелое. Отец, Николай Григорьевич, работал столяром, в 1938 году заболел тифом и скончался. Поднимала на ноги детей мать Вера Дмитриевна, работавшая завхозом в школе.

 

Россошь с июля 1942 г. до середины января 1943 г. находилась в оккупации. Работала только железная дорога — она нужна была немцам для доставки к фронту воинских частей и боеприпасов.

Заранее, до замятия фашистами Россоши, городской партийный комитет создал в городе явочные места для конспиративных встреч и проживания подпольщиков. Дом Кострубовых также использовался для конспиративных целей. На его чердаке укрывались подпольщики.

В период оккупации Вера Дмитриевна давала Ване адреса и просила узнать, чем занимаются жители, проживают ли там немцы. При этом советовала в квартиры не заходить, а узнавать через своих школьных товарищей. Иван Кострубов только позднее понял, что он выполнял роль разведчика.

 

После освобождения Россоши необходимо было очистить город от руин. К этой работе привлекались взрослые горожане и учащиеся старших классов. Во время расчистки на территории школы взорвалась мина. В числе шестерых раненых школьников оказался Иван. У него были повреждены ноги, осколки впились в лицо, голову и спину. В течение шести месяцев он ходил на костылях. Позднее его приравняли к участникам Великой Отечественной войны.

После школы он поступил в Новосибирский институт военных инженеров железнодорожного транспорта на факультет «Эксплуатация железных дорог», выдержав огромный конкурс — 14 абитуриентов на одно место. Забегая вперед, следует сказать, что позднее Кострубов в Иркутске окончил факультет «Строительство железных дорог».

 

Добрая память осталась у Ивана Николаевича о многих преподавателях и студентах, с кем вместе учился в Новосибирске. Среди преподавателей выделялся заместитель начальника института по военной части генерал А.В.Катюков, который заставлял студентов посещать оперный и другие театры, организовывал им встречи с артистами, настойчиво прививал молодым людям культуру поведения в общественных местах.

В стенах института у него сложились хорошие отношения с ровесниками — Я.М. Киприяновым, Н.Н. Ялымовым, А.И. Прилепко. Всем четверым выдали дипломы с отличием, «Это давало нам возможность получить назначение на дороги в центре России, — вспоминает Иван Николаевич, — но мы решили ехать в Сибирь, работать на ВСЖД, в зоне которой намечались большие стройки, в том числе Байкало-Амурская магистраль».

 

На ВСЖД Кострубов начал трудиться с 1953 года на Иркутском отделении последовательно дежурным по парку, маневровым диспетчером, начальником механизированной горки, главным инженером станции Иркутск-Сортировочный. Позднее работал дежурным по станции Иркутск-Пассажирский, поездным диспетчером Иркутского отделения дороги, начальником станции Слюдянка.

В последующие годы Иван Николаевич работал на должностях заместителя начальника отдела движения, зам. главного инженера отделения, зам. начальника Иркутского отделения по пути и строительству, с 1984 года работал заместителем главного инженера ВСЖД и одновременно начальником технического отдела.

 

За время работы на Восточно-Сибирской магистрали Иваном Николаевичем были разработаны и внедрены принципиально новые предложения, позволившие значительно сократить число локомотивов-толкачей и стрелочников, повысить вес и безопасность движения поездов... Он принимал активное участие в переводе участка Зима-Слюдянка с постоянного тока на переменный.

Иван Николаевич поддерживал тесную связь с железнодорожными учебными заведениями. Был руководителем производственной практики студентов, их дипломного проектирования. В частности, под его руководством писал свою дипломную работу студент Геннадий Фадеев, ставший впоследствии министром путей сообщения и президентом ОАО «РЖД».

 

С 1984 года в течение восьми лет Кострубов был председателем Государственной экзаменационной комиссии Иркутского института инженеров железнодорожного транспорта, трудился преподавателем в этом учебном заведении.

Иван Николаевич не обойден наградами. Он является кавалером орденов Трудового Красного Знамени и «Знак Почета», носит звание почетного железнодорожника.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31