25 октября 2020 06:16

25 октября 2020 06:16

В начале пути

Редакция совместно с музеем истории ВСЖД начинает публикацию материалов под рубрикой «К 170-летию железных дорог России». Развитие горнодобывающей промышленности, металлургии, торговли, формирование национальных в мирового рынков, достижение определенного уровня техники и науки — все это способствовало возникновению железнодорожного транспорта в России. К концу XVIII века человечество накопило тот объем знаний и опыта, который позволил создать качественно новый транспорт.

Редакция совместно с музеем истории ВСЖД начинает публикацию материалов под рубрикой «К 170-летию железных дорог России».

Развитие горнодобывающей промышленности, металлургии, торговли, формирование национальных в мирового рынков, достижение определенного уровня техники и науки — все это способствовало возникновению железнодорожного транспорта в России.

К концу XVIII века человечество накопило тот объем знаний и опыта, который позволил создать качественно новый транспорт. В то время были уже известны чугунные рельсовые дороги, колесные экипажи и универсальная паровая машина двойного действия.

Первой конной рельсовой дорогой общего пользования была Сэррийская (1801-1803 гг.) в Англии.

 

Нельзя не вспомнить о вкладе в общее дело нашего соотечественника И.И. Ползунова, горного мастера, который еще в 1763 году разработал проект паровой машины. Она была построена в 1766 году и около полугода успешно работала на шахте.

 

В 1784 году английский изобретатель Джеймс Уатт подарил человечеству универсальную паровую машину. Другим конструкторам осталось выбрать, куда поместить паровой двигатель.

 

Требовалось только объединить все это в одно целое, что и сделал талантливый английский изобретатель Ричард Тревитик (1771-1833), сконструировав и построив в 1803 году первый в мире паровой локомотив, передвигавшийся по рельсовому пути. На четырехколесном паровозе была установлена усовершенствованная одноцилиндровая паровая машина высокого давления. Движение поршня передавалось ведущим колесам с помощью шатуна, кривошипа и зубчатых колес.

 

21 февраля 1804 года состоялись первые испытания первого в мире паровоза. К нему прицепили пять вагонов, груженных 10 т полосового железа, здесь же разместились 70 пассажиров из числа рабочих рудника и любопытных. Паровоз, собственный вес которого составлял 5 т, повез этот состав со скоростью около 8 км/ч, преодолевая крутые повороты и значительные подъемы. При последующих испытаниях перевозили уже 25 т.

 

После начала промышленного переворота в Англии лежневые дороги стали заменяться чугунными рельсовыми путями. Творения Тревитика дали импульс развитию последующих паровых локомотивов и железных дорог с паровой тягой.

 

В России сооружение заводских рельсовых дорог раньше всего было начато на Александровском заводе в Петрозаводске. В 1806-1809 гг. Петр Козьмич Фролов (1775-1839) проложил конную железную дорогу длиной около двух километров между Змеиногорским рудником (Алтай) и Карболихинским сереброплавильным заводом. Эта дорога прослужила более четверти века.

 

Джордж Стефенсон (1781-1848} создал паровоз с гладкими ведущими колесами. Заслуга его в том, что он совершенствовал одновременно как подвижной состав, так и железнодорожный путь. В 1814 году он построил паровоз «Блюхер». Работа над постройкой длилась 10 месяцев. В конструкции паровоза впервые при­менил для усиления тяги «выпуск мятого пара» из цилиндров в дымовую трубу через конус, что увеличило производительность котла. 15 июля 1814 года на путях рудника близ Ньюкасла локомотив провез состав из 8 груженых вагонов весом 30 т со скоростью около 7 км/ч.

 

С начала эксплуатации дороги между Ливерпулем и Манчестером Стефенсон предложил разместить на определенных пунктах сигнальщиков, которые подавали сигналы о свободном или занятом отрезке пути, флагами днем и фонарями ночью. С 1834 года на дороге были установлены сигнальные столбы. При занятом пути доска, окрашенная в красный цвет, поворачивалась к машинисту широкой поверхностью, а при свободном — ребром.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31