24 октября 2020 20:27

24 октября 2020 20:27

Работа над ошибками

В основе большинства нарушений - человеческий фактор. На прошедшем недавно дорожном совещании общественных инспекторов по безопасности движения, посвященном итогам 2006 года, был показан документальный фильм, рассказывающий о последствиях столкновения двух грузовых поездов на участке Писки-Таловая Юго-Восточной железной дороги. Кадры кинохроники впечатляли: на небольшом участке, словно после игры великана, лежали в одной куче сорок две наливные цистерны и деформированный кузов локомотива.

В основе большинства нарушений - человеческий фактор.

На прошедшем недавно дорожном совещании общественных инспекторов по безопасности движения, посвященном итогам 2006 года, был показан документальный фильм, рассказывающий о последствиях столкновения двух грузовых поездов на участке Писки-Таловая Юго-Восточной железной дороги.

 

Кадры кинохроники впечатляли: на небольшом участке, словно после игры великана, лежали в одной куче сорок две наливные цистерны и деформированный кузов локомотива. Проводя расследование, авторы фильма шаг за шагом проследили все события, предшествующие аварии, с момента отправления состава со станции назначения. Проанализировали техническое состояние локомотива, а также восстановили в хронологическом порядке действия машиниста и его помощника. В картине прозвучало и самое главное — были названы причины, повлекшие за собой аварию. Основные из них — неправильные действия персонала, несвоевременность принятия мер, пренебрежение правилами безопасности. То есть тот стандартный набор, который, по статистике, ведет к неприятностям на железной дороге и за которым стоит пресловутый человеческий фактор.

 

Большинству общественных инспекторов, находившихся в зале, демонстрируемые кадры кинохроники были не в диковинку. Подобное случается и на ВСЖД. А одним из самых «урожайных» в этом смысле был 2004 год.

Выступая перед собравшимися, первый заместитель начальника ВСЖД Николай Маклыгин вспомнил сходы цистерн и вагонов с лесом.

— Дорога не работала, а больше занималась разборами браков, — говорил он. — В прошлом году наметился перелом. По самым важным позициям сохранялись хорошие показатели. И... опять две аварии, что поразило некоторых. На мой же взгляд, это было неизбежно. Потому что на многих производствах остается низкой ответственность.

 

altДоказательство тому — сотни и сотни выявленных замечаний. Изломанные рельсы, треснувшие колеса, дефекты тормозной системы вагонов и локомотивов, неисправности контактной сети и множество других нарушений техники безопасности...

Дорога, по мнению ветеранов, теряет традиции. Сегодня на ней не ощущается былой ответственности. Акцентируя внимание на этом факторе, Николай Маклыгин отметил, что в то время, как администрация дороги выполняет все пункты коллективного договора, касающиеся безопасности движения поездов, затратив на программу «Безопасность» за пять лет более одного миллиарда рублей, многие, работающие на ВСЖД, выполняют свои должностные обязанности спустя рукава. Из-за чего возникает большое количество браков. Критически оценил работу подразделений железной дороги и заместитель начальника ВСЖД, главный ревизор по безопасности движения Валентин Искоростенский. Несмотря на то, что по сравнению с 2005 годом сокращено на 8% число нарушений безопасности движения и на треть — отказов в работе технических средств, Валентин Искоростенский отметил, что это стало возможным благодаря внедрению большого количества автоматических средств обеспечения безопасности движения и небезразличной позиции многих нештатных контролеров.

 

На счету общественных инспекторов, таких как Виталий Ватулю, составитель поездов железнодорожной станции Вихоревка, Сергей  Лысенко, дежурный по переезду Тулунской дистанции пути, Роман Кузнецов, осмотрщик вагонов эксплуатационного вагонного депо Улан-Удэ, Василий Ердяков, бригадир Ново-Уоянской дистанции пути, и многих других — сотни выявленных замечаний. При этом они добиваются устранения своих замечаний.

На разных предприятиях - различные достижения. Как и в любой работе, есть лидеры и есть аутсайдеры. И, соответственно, есть проблемы. О некоторых из них поведали вслед за выступлениями заместителя председателя дорпрофсожа Виктора Громова и главного инженера ВСЖД Александра Скачкова приехавшие на совещание представители предприятий ВСЖД.

 

И если одни выступали с отчетами о проделанной работе, то другие говорили о сдерживающих факторах, влияющих на работу по выявлению недостатков, о том, какое влияние оказывают они на деятельность предприятий, о причинах снижения активности. Говорилось также о причинах, мешающих полностью реализовывать свою гражданскую позицию и корпоративный долг. Здесь и нежелание портить отношения с руководством смежных структур, и боязнь мести, и факты раздора и неуставных отношений. В то же время делегаты рассказывали о своем опыте. И речь шла не только о традиционных формах работы, но и о поиске новых путей. Прозвучали совершенно неожиданные предложения. Например, один из инспекторов посоветовал вернуться к практике назначения на должность руководителей головных советов общественных инспекторов председателей профсоюзных комитетов. Высказывалось пожелание снизить количество взысканий за нарушения, допущенные в вопросах безопасности движения поездов, в связи с тем, что очень часто такие приказы изданы с нарушением трудового законодательства.

 

Ветераны железной дороги настаивали на том, чтобы был востребован их опыт работы для обучения молодых специалистов в технических школах, и предлагали вменить в обязанность руководителям предприятий участие в приеме экзаменов у  обучающихся.

Прозвучала и критика. На некоторых предприятиях, несмотря на декларируемую деятельность, общественные инспекторы мирятся с  серьезными недостатками в содержании рельсового хозяйства. Например, в прошлом году на ВСЖД зафиксировано девять случаев излома рельсов. В вагонном хозяйстве выпускаются на линию вагоны в неисправном состоянии. Немало фактов избирательного отношения к работе. Например, некоторые инспекторы Улан-Удэнского и Северобайкальского отделений считают, что выявлением замечаний нужно заниматься только в рабочее время. Допускают нарушения и сами общественные инспекторы, за что справедливо отстраняются от выполнения своих обязанностей. Такая мера коснулось 62 человек на Иркутском отделении дороги, 12 - на Улан-Удэнском, 68 - на Северобайкальском.

 

В то же время на ВСЖД наблюдается снижение количества проверок общественными инспекторами. В 2006 году по сравнению с 2005 годом их проведено на шесть тысяч меньше. Снижается число желающих быть в рядах общественных инспекторов. По-разному была оценена и динамика сокращения выявленных замечаний. По мнению одних, на ней отразилось сокращение проверок, В то же время прозвучала противоположная мысль, тоже подкрепленная доказательствами, — все-таки на дороге уровень безопасности движения поднимается. И в будущем у общественных инспекторов по безопасности движения поездов будет меньше поводов писать рекламации.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31