27 октября 2020 23:44

27 октября 2020 23:44

Две музы Виктора Стукова

С детства баян — его постоянный и верный спутник.
Студентам Иркутского университета путей сообщения, поющим гимн своего вуза, наверное, в большинстве своем не известно, кому принадлежат слова и музыка. Сегодня у читателей нашей газеты есть возможность познакомиться с автором этого произведения, поэтом икомпозитором Виктором Стуковым.

С детства баян — его постоянный и верный спутник.

Студентам Иркутского университета путей сообщения, поющим гимн своего вуза, наверное, в большинстве своем не известно, кому принадлежат слова и музыка. Сегодня у читателей нашей газеты  есть возможность познакомиться с автором этого произведения, поэтом икомпозитором Виктором Стуковым.

 

- Виктор Григорьевич, вас не расстраивает, что студентам ИрГУПСа, за редким, может быть, исключением, неведомо, кто сочинил песню во славу их альма-матер?

 

— Ничуть. Ведь имена авторов народных песен и частушек тоже давно канули в лету, а творчество безымянных талантов, выражаясь языком Маяковского, прорвало громаду лет. Я, разумеется, ни в коем случае не претендую на лавры таких самородков, по мне приятно, что гимн получил право на существование.

 

- Чувствуется, вы с уважением относитесь к железнодорожникам, цените их труд.

 

— А кто в нашем городе, я бы сказал, в столице Транссиба, думает иначе? Всегда сердце радостно бьется, когда слышу шум проходящих составов. Отправляясь в творческие командировки, обычно предпочитаю поезд. Стук колес, мелькающие за окном вагона картины природы навевают вдохновение. Тогда зачастую и рождаются новые строки, новые мелодии.

 

- Любопытно узнать, что послужило поводом к созданию гимна ИрГУПСа?

 

— Я сочинил его к 30-летнему юбилею железнодорожного вуза по заказу преподавателей и бывшего редактора университетской многотиражки Анатолия Титова, с которым когда-то вместе работал в обкоме КПСС. Кстати, над текстом мы корпели сообща, а музыка — исключительно мое детище.

 

- И давно партийный деятель воспылал страстью сразу к двум музам - музыке и стихосложению?

 

— С юношеских лет. Дома имелся баян, который родители-крестьяне  купили для моего старшего брата Петра. Перед уходом на армейскую службу он передал музыкальный инструмент и сказал: «Давай учись, скоро вон девчонок завлекать придется». И я вынужден был принять у него эстафету. Л стихи начал писать несколько  раньше, для классной стенгазеты.

Перед окончанием школы я уже до того поднаторел во владении музыкальным инструментом, что учителя попросили меня играть на выпускном вечере. Помню даже одну из песен, которую исполнял. В ней шла речь о стальной магистрали:

 

«Клубится, пылится дорога,

Зовет паровозный гудок,

Полями, лесами,

по горным отрогам —

На Дальний Восток».

 

- А у кого брали уроки мастерства?

 

— В нашем селе Ундино-Поселье, славящемся на всю Читинскую область прекрасным хором, великолепным духовым оркестром, хорошими баянистами и гармонистами, несложно было при желании освоить игру на многих инструментах. Лично мне здорово помог художественный руководитель народного хора Виктор Жарихин, который делал аранжировки и сам сочинял музыку. Благодаря ему я, видимо, и стал самодеятельным композитором.

 

- После школы, вы, наверное, сразу рванули в музыкальное училище развивать свой талант?

 

— А вот и нет. Я. будучи крестьянином по происхождению, решил выучиться на агронома и поступил в Иркутский сельхозинститут. Правда, не с первой попытки, год трудился подкатчиком угля на заводе «Автотрактородеталь», затем станочником на заводе радиоприемников. Получив диплом, был направлен управляющим отделением в тепличный совхоз «Искра» Иркутского района. Оттуда меня пригласили в обком комсомола, а из обкома комсомола — в обком КПСС.

 

- И нигде не расставались с баяном?

 

— Конечно. Он мой постоянный и верный спутник. Куда бы меня ни забрасывала судьба (а после обкома довелось работать в органах внутренних дел, областном УВД), всюду сопровождала музыка. Я продолжал заниматься сочинительством. В 2001 году выпустил, не без поддержки добрых друзей, первый сборник избранных произведений — «Вечная любовь», а на исходе минувшего года удалось издать вторую книгу — «Души моей мгновения», которую предваряет следующий эпиграф: «Я так хочу души моей мгновения оставить в своих песнях и стихах».

 

- И много вы создали песен?

 

— Около ста, причем самых разных — и лирических, и этнических, посвященных знаменитым землякам, и каким-то событиям, памятным датам. А если брать песни со словами профессиональных поэтов, сотрудничающих со мною, то наберется несколько больше. Не все они одинакового уровня, проскакивали, не скрою, и откровенно слабые веши, но лучшие можно услышать в концертных программах. Радостно сознавать, что их с удовольствием исполняют   известные в Иркутске мастера искусства — заслуженные артисты России Николай Нестеров, Наталья Головина, а также Алексей Рокаш, Галина Чхартишвили. Одну из моих песен «Я деревню люблю» собирается включить в свой репертуар Надежда Кадышева. С помощью своего товарища, члена союза композиторов России Анатолия Теплякова, являющегося талантливым аранжировщиком, выпустил альбом из двух дисков, для которого отобрал самые достойные произведения.

 

- Кроме гимна ИрГУПСа есть другие песни на железнодорожную тему?

 

— Есть. Мне посчастливилось быть соавтором песни о Восточно-Сибирской магистрали, которая часто звучит по торжественным случаям, в день профессионального праздника. Между прочим, могу похвастаться и еще одним гимном, так или иначе перекликающимся с железнодорожной темой. Он посвящен юбилею Восточно-Сибирского   управления  внутренних дел на транспорте, отмечавшего 85-летие с момента образования. С ним связаны приятные воспоминания. Бывший начальник отдела по связям с общественностью этого УВД Наталья Сизых, отправляясь по служебным делам в Москву, предложила мое произведение на всероссийский конкурс, где я, к своему удивлению, получил диплом и денежную премию.

Константин Житов
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31