24 октября 2020 12:53

24 октября 2020 12:53

За людей предстоит бороться

По данным социологического опроса, профессия железнодорожника перестает быть привлекательной.
Можно ли в нынешних условиях заинтересовать железнодорожников трудиться с полной отдачей и кто придет им на смену завтра — вот два основных вопроса, которые обсуждались на последнем техническом совете дороги по итогам работы с кадрами в 2006 году.

По данным социологического опроса, профессия железнодорожника перестает быть привлекательной.

Можно ли в нынешних условиях заинтересовать железнодорожников трудиться с полной отдачей и кто придет им на смену завтра — вот два основных вопроса, которые обсуждались на последнем техническом совете дороги по итогам работы с кадрами в 2006 году.

Иллюзий питать не стоит.

 

Начальник Восточно-Сибирской железной дороги Алексей Воротилкин сразу акцентировал, что сегодня пород ее руководством стоит очень серьезный вопрос — борьба за трудовые ресурсы исполнительского звена. Проблема, с которой уже сталкиваются на предприятиях стальной магистрали, по большей части объективная — тенденция нехватки трудовых ресурсов отмечается практически во всех регионах страны. На ВСЖД нет проблем с инженерно-техническими работниками. И, как заметил начальник ВСЖД, по ряду специальностей, например юридической и финансово-экономической деятельности, даже есть возможность выбора. Однако уже намечается проблема возможной нехватки высококвалифицированных рабочих: монтеров пути, машинистов локомотивов и помощников, слесарей.

 

Как прозвучало на техсовете, на ряде железнодорожных узлов кадровики уже задаются вопросом, где брать работников, и, исходя из складывающейся демографической ситуации, дают безнадежный ответ: негде. Проблема возможной катастрофической нехватки высококвалифицированных рабочих кадров на днях поднималась на планерном совещании в локомотивном депо Тайшет. Для полноценной работы этого предприятия в ближайшее время потребуется принять только на должности машиниста и помощника 160-180 человек. Кадровики утверждают, что в Тайшете не найдется столько молодых людей, которые бы хотели работать в депо. А учитывая то, какие жесткие требования предъявляют на железной дороге к физическому здоровью и показателям психологического контроля, ситуация только усугубляется.

 

alt— Одним из наших приоритетов кадровой политики должны стать четкие позиции в регионе деятельности Восточно-Сибирской железной дороги в плане профориентации. Для того чтобы привлекать в свои коллективы молодежь, мы должны научиться поддерживать имидж транспортной компании «РЖД», — говорил Алексей Воротилкин.

Мы не должны питать иллюзий, что на многих территориях являемся практически градообразующими предприятиями и, пользуясь тем, что даем работу, с неуважением относиться к рабочему человеку, — уверял начальник дороги в пик разговора о возможной тенденции текучести кадров.

 

По словам руководителя, сегодня необходимо правильно сформировать мнение железнодорожников о новой системе оплаты труда, которая вводится в ОАО «РЖД» с 1 апреля, активнее создавать бытовые условия на производстве, определить позиции относительно соревнований трудовых коллективов, связав современную мотивацию труда с ранее существующими принципами социалистического соревнования. Начальник дороги призвал профсоюз взять на себя долю ответственности в вопросах соблюдения трудовой дисциплины в коллективах дороги.

 

Социологический опрос показал...

 

Опасения Алексея Воротилкина, что магистрали может грозить нехватка кадров уже в ближайшем будущем, не безосновательны. Такой вывод можно было сделать сразу после выступления заместителя начальника дороги по кадрам и социальной политике Алексея Малыгина.

Он констатировал, что все направления кадровой стратегии, проводимой в ОАО «РЖД», на предприятиях Восточно-Сибирской выполняются. По итогам 2006 года укомплектованность кадрами ведущих профессий составила 99,5 процента за исключением таких как монтер пути, осмотрщик вагонов и электромонтер контактной сети. План подготовки специалистов массовых профессий выполнен на 100 процентов, повышения квалификации рабочих — перевыполнен на 2. В 2006 году удалось добиться снижения показателя текучести кадров, который составил 6,9 процента против 7,2 в 2005 году. Отмечено снижение нарушителей трудовой дисциплины на 26 процентов к уровню 2005 года, числа руководителей — практиков. Однако из 743 молодых специалистов с высшим образованием занимают рабочие должности 217 человек, из которых, по словам Алексея Малыгина, почти 50 человек — неоправданно.

 

Заместитель начальника дороги признал, что в 2006 году остался до конца не решенным вопрос текучести кадров. В подтверждение своих слов он привел данные, полученные в ходе социологического опроca среди работников предприятий Иркутского узла, на которых отмечен серьезный рост текучести кадров, в частности в дистанции пути Иркутск-Сортировочный.

Кадровики хотели знать, получают ли люди удовлетворение от своей работы. Выяснилось, что 59 процентов интервьюируемых пришли на железную дорогу только потому, что нет другого места работы. Близостью к месту работы объяснили свой выбор 33 процента опрошенных.

 

Оценивают работу на железной дороге как вынужденное явление (боятся стать безработными) 28 процентов. И только 20 процентов сообщили, что их устраивает социальный пакет и удобный график работы. Однако никто из опрошенных не назвал прогрессию привлекательной, а причиной выбора — достойную заработную плату. При этом 38 процентов участников соцопроса отметили, что качество их работы стимулирует материальное вознаграждение. 41 процент — что их вообще ничто не стимулирует. Люди говорили о несовершенстве системы начисления премий, недостаточной материально-технической оснащенности рабочего места, жестком стиле руководства, неуважительном отношении командиров производства, о неразрешенных социальных проблемах.

 

— Ситуация на рынке труда показывает, что в ближайшие два-три года ВСЖД не будет испытывать дефицита рабочих кадров, однако принимать меры в кадровой политике нужно сегодня, — комментировал положение дел Алексей Малыгин, сообщив, что в этом году в Иркутской области и Республике Бурятия появятся новые предприятия, которые могут спровоцировать отток высококвалифицированных рабочих кадров с железной дороги. Руководитель заметил, что размер заработной платы железнодорожников (средний показатель по дороге составляет 17,4 тысячи рублей) уже не является одним из высоких в Восточной Сибири. Поэтому от кадровиков и руководителей предприятий требуются дополнительные усилия для того, чтобы продолжать проводить политику  «привлекательности работы на железнодорожном транспорте». И этому будет способствовать новая система оплаты труда.

 

Выход есть

 

Руководство ВСЖД призвало профсоюз совместно проводить разъяснительную работу в коллективах, чтобы избежать роста текучести кадров. Задача, поставленная руководством магистрали, конкретная: каждый работник должен знать положение дел и перспективы своего предприятия, все составляющие заработной платы и возможные варианты для ее увеличения, например при повышении квалификации. На техсовете говорили, что необходимо также изменить стиль взаимодействия между руководителем и рабочим.

 

В 2007 году перед командирами и кадровиками производства поставлены задачи искать новые решения и по другим вопросам, касающимся жизнедеятельности железной дороги. Учитывая, насколько важно соревнование среди трудовых коллективов как для производственных показателей, так и для материального стимулирования работников, на ВСЖД принято решение подводить промежуточные итоги. Сегодня руководство дороги готово вести отдельный разговор о качестве подготовки кадров, в частности повышения квалификации, с тем, чтобы конкретно знать, какой именно экономический эффект приносит предприятиям дорогостоящее обучение их работников.

 

— Создана хорошая форма системы подготовки кадров, но еще много вопросов по ее содержанию, — говорил о кадровых проблемах железной дороги, но уже на уровне получения высшего образования ректор Иркутского государственного университета путей сообщения Андрей Хоменко. — Девятнадцать процентов студентов из числа тех, кто поступил в ИрГУПС по целевому направлению от предприятий ВСЖД, не имеют договоров с ними. И с получением диплома молодые просто не являются на заявленное рабочее место.

 

Ректор предложил железнодорожникам схему поиска достойных претендентов на целевое место в вуз: выбирать молодежь на ежегодной региональной научно-практической конференции, которая по традиции проводится для учеников лицейский классов школ-интернатов в январе в Слюдянке. Со всех станций Восточно-Сибирской железной дороги сюда приезжают одаренные старшеклассники, которые в будущем планируют стать инженерами путей сообщения.

Лейла Мустафаева (фото Ивана Гурова)
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31