27 октября 2020 20:07

27 октября 2020 20:07

Уравниловки не будет

В связи с введением на дороге новой системы оплаты труда мы попросили заместителе начальника дороги по экономике и финансам Владимира Каутца дать некоторые пояснения. В начале нашего разговора Владимир Каутц попросил обратить внимание читателей газеты на публикации в «Гудке» (от 5 декабря, «Зарплату выдадут по системе») и «Восточно-Сибирском пути» (от 26 января, «В зарплате не потеряет ни один человек»), в которых начальник департамента планирования и бюджетирования Илья Рящин и начальник отдела этого департамента Анна Гнеушева разъясняют особенности новой системы оплаты труда в ОАО «РЖД».

В связи с введением на дороге новой системы оплаты труда мы попросили заместителе начальника дороги по экономике и финансам Владимира Каутца дать некоторые пояснения.

В начале нашего разговора Владимир Каутц попросил обратить внимание читателей газеты на публикации в «Гудке» (от 5 декабря, «Зарплату выдадут по системе») и «Восточно-Сибирском пути» (от 26 января, «В зарплате не потеряет ни один человек»), в которых начальник департамента планирования и бюджетирования Илья Рящин и начальник отдела этого департамента Анна Гнеушева разъясняют особенности новой системы оплаты труда в ОАО «РЖД».

Конкретно на нашей дороге разработана памятка для руководителей структурных подразделений. Начальником дороги утвержден график всей подготовительной работы по введению новой системы.

— Но основополагающим документом является Положение о новой системе оплаты труда, одобренное правлением ОАО «РЖД», и восемь приложений к нему,— отметил Владимир Каутц. — Это тарифные сетки по оплате труда рабочих и служащих, перечень работ, при которых оплата труда рабочих производится по четырем тарифным уровням, перечень профессий и выполняемых работ, дающих право на оплату труда по повышенным тарифным коэффициентам, особенности оплаты труда локомотивных бригад, особенности оплаты труда на погрузочно-разгрузочных работах. В отдельном приложении — профессии рабочих, которым взамен тарифных ставок могут устанавливаться персональные месячные оклады. И, наконец, восьмое приложение — это должностные оклады специалистов и руководителей, начиная от начальника железной дороги...

 

— Владимир Эмильевич, давайте поговорим об уровнях оплаты труда рабочих. Почему их станет четыре?

 

— Действительно, сейчас их только два — это работы, связанные с движением поездов, ремонтом, обслуживанием технических средств, и все остальные. Будет четыре. Притом первый остается неизменным — это работы, связанные с движением поездов и ремонтом, обслуживанием железнодорожного подвижного состава и технических средств. Второй уровень — это ремонт (слесарные, станочные, сварочные, кузнечные, токарные, малярные и другие работы), обслуживание, регулировка и наладка основного технологического оборудования. Третий — обслуживание объектов инфраструктуры на железных дорогах со скоростями более 160 км в час и высокоскоростным движением поездов. И четвертый уровень оплаты труда — это работа локомотивных бригад во всех видах движения. Для нас обязательными являются только три ypoвня, поскольку скоростных направлений у нас пока нет.

 

— Пожалуй, всех работников дороги очень интересует, как будет устанавливаться им оклад?

 

— Для всех работников расписаны диапазоны должностных окладов — от минимальной до максимальной ставки. Например, для поездного диспетчера в зависимости от группы участка он колеблется от 14600 до 20100 рублен, для дорожного мастера — от 11900 до 18500 рублей. Соответствующие указания о том, как применять новую систему оплаты труда, мы уже подготовили. Так, отдельные работники могут иметь право на максимальный оклад, кто-то может рассчитывать только на минимальный, все зависит от личных качеств работника и от того, как оценивают его труд вышестоящие руководители. Словом, каждый получит по своим способностям и по отношению к труду.

 

— Выходит, повышение окладов произойдет не под должности, а под конкретные личности?

 

— Руководителю структурного подразделения дано право оценивать работу конкретного работника. При этом должны учитываться уровень образования, стаж работы и личные профессиональные качества.

 

— А если человек уволится и на его место придет другой?..

 

— Он будет также оцениваться по вышеназванным критериям. Безусловно, не имея стажа и опыта работы, человек не сможет претендовать сразу на высокий оклад...

 

— А не получится ли так, что при новой системе оценки начальник будет получать меньше своего заместителя?

 

— Такого не произойдет! Новая схема такова, что по должностному окладу заместитель никогда не получит больше своего непосредственного руководителя.

 

— Я задаю такой вопрос только потому, что новый тариф(- оклад) должен вырасти прежде всего за счет поглощения выслуги лет и 20-процентной надбавки, установленной еще в 1979 году Постановлением ЦК КПСС и Советом Министров СССР на железных дорогах Урала, Сибири и Дальнего Востока за особо сложные условия работы. Ведь доплаты за выслугу лет у работников разные.

 

— У себя на дороге мы такую ситуацию давно прошли. Мы вперед всех, по-моему, еще в 1991 году применили тарифную сетку, по которой на линейных предприятиях, на отделениях дороги и в службах установлен разный уровень окладов. Это сделано для того, чтобы у человека была возможность и заинтересованность для карьерного роста.

С 1 апреля 2007 года должна резко возрасти тарифная часть зарплаты. Если раньше она составляла в общем заработке 35 процентов, то теперь будет в среднем 54 процента. А сокращается та часть, которая падает на различные надбавки, доплаты и премию. Тарифная составляющая увеличится минимум на 20 процентов. Но идеология такова, что по разным категориям это будет происходить по-разному. Зарплата в среднем должна вырасти минимум на 10 процентов. То есть с 1 апреля 2007 года дороге будет увеличен плановый фонд оплаты труда на 10 процентов. Уже есть соответствующая телеграмма из ОАО «РЖД».

 

— Многих смущает вилка «минимум-максимум». Работники дороги спрашивают, как надо повышать зарплату, чтобы удержаться в рамках 10-процентного повышения фонда оплаты труда в целом по предприятию?

 

— Этот вопрос мне задают постоянно. При этом считают, что только при минимальных окладах по новой вилке можно выдержать 10-процентное повышение. Я с таким подходом не согласен. Я всем говорю: тарифная составляющая возрастет на 30 процентов за счет поглощения выслуги лет и 20 процентов надбавок. Но в целом зарплата должна подняться по штатному расписанию только на 10 процентов за счет новых окладов, районного коэффициента и северных надбавок (они сохраняются). Руководством структурного подразделения для работников аппарата управления оклады устанавливаются разные, но в целом по штатному расписанию они не должны превысить среднюю величину по вилке должностных окладов.

 

— Все-таки каким будет максимальное и минимальное повышение зарплаты?

 

— Трудно сказать. У кого-то это будет 30 процентов, у кого-то может оказаться всего 1-2-3, но снижение ни у кого не должно произойти.

 

— Двадцать лет назад на дорогах страны был введен так называемый белорусский метод, дороги перешли со старой системы оплаты труда на новую...

 

— Но тогда нам никто плановый фонд оплаты труда не увеличивал. Идеология была жесткая - мы должны были за счет существующего фонда провести различные мероприятия по повышению производительности труда, высвободить определенное количество работающих либо увеличить объемы, и за счет этого поднять тарифные ставки на 15 процентов. И что важно, в целом по стране такой подход себя оправдал: производительность труда на железнодорожном транспорте поднялась до максимальной для Советского Союза — 92 процента от производительности труда на железнодорожном транспорте в США! Подобная задача стоит перед нами и сейчас. При повышении производительности труда мы сможем поднять зарплату и больше чем на 10 процентов. Главное, чтобы рост зарплаты не опережал роста производительности труда. Такое условие записано и в коллективном договоре.

 

— Владимир Эмильевич, ведь кроме зарплаты у работников железной дороги есть и так называемый социальный пакет, который позволяет значительно экономить заработанные праведным трудом рубли.

 

— У нас не только сохраняются, но и постоянно добавляются   различные  социальные льготы. Это лечение, отдых, оздоровление, бесплатный проезд на железнодорожном транспорте, корпоративная поддержка работников, строящих или приобретающих жилье в собственность, полная или частичная компенсация работникам и членам их семей стоимости путевок в санатории и профилактории, детские летние лагеря, негосударственное пенсионное обеспечение в лице фондов «Благосостояние» и «Благоденствие» и многое другое. Наши пенсионеры получают три пенсии: государственную и две отраслевые. Растет за счет постоянной индексации заработная плата. Если в 2005 году в среднем по дороге она составляла 15741 рубль, то в 2006 году уже 18560 рублей. При годовой инфляции в десять процентов реальная зарплата, как видим, выросла более чем на 4 процента. Наша задача все это сохранить. Чем выше у дороги будут объемы, производительность труда и доходы, тем выше будет зарплата. Наша дорога постоянно находится по уровню зарплаты на третьем месте, после Сахалинской и Дальневосточной. Ее размер значительно превосходит средний уровень региональной зарплаты. Поэтому необходимо, чтобы каждый член нашего многотысячного коллектива и впредь обеспечивал безаварийную и ритмичную работу дороги, чтобы Восточно-Сибирская магистраль постоянно выполняла и перевыполняла все плановые показатели.

Евгений Богачев (фото Ивана Гурова)
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31