25 октября 2020 22:20

25 октября 2020 22:20

Ученые дадут оценку риску


В Иркутском государственном университете путей сообщения создан первый на сети центр мониторинга, прогнозирования и обеспечения безопасности транспортных систем.

Решение создать центр было принято иркутскими учеными не вдруг и не сразу. С 2000 года они ведут мониторинг состояния Северомуйского тоннеля. Собранная информация об уникальном по ряду параметров искусственном сооружении, строительство которого было приостановлено почти на четверть века, позволила выявить немало «узких мест» объекта до пуска поездов.
В Иркутском государственном университете путей сообщения создан первый на сети центр мониторинга, прогнозирования и обеспечения безопасности транспортных систем.

Решение создать центр было принято иркутскими учеными не вдруг и не сразу. С 2000 года они ведут мониторинг состояния Северомуйского тоннеля. Собранная информация об уникальном по ряду параметров искусственном сооружении, строительство которого было приостановлено почти на четверть века, позволила выявить немало «узких мест» объекта до пуска поездов. Были предсказаны, а потом реально обнаружены пустоты под основанием пути, построена карта его дефектов и разработана технология ремонта.

По словам проректора по научной работе ИрГУПСа доктора технических наук профессора Сергея Каргапольцева, заключения, выданные центром, позволят восточно¬сибирским железнодорожникам вкладывать средства в содержание и развитие искусственных сооружений более планомерно. Восточно­Сибирская магистраль, которая является регионообразующей двух субъектов Российской Федерации — Иркутской области и Республики Бурятия, имеет два проблематичных участка: горно­перевальный Большой Луг — Слюдянка и Байкало-Амурская магистраль. И если, например, темпы развития БАМа сегодня не увеличить, то уже к 2012 году его пропускная способность окажется угрожающе малой.

В университете признают, что создать центр первыми из железнодорожных вузов страны удалось благодаря такому заказчику, как Восточно­Сибирская железная дорога. Так, у ученых появилась возможность не только проводить мониторинг и делать прогнозы по тому или иному железнодорожному объекту, но и готовить производственные рекомендации и разрабатывать новые технологии ремонта. Первым весомым результатом сложившегося тандема ученых и производственников стала программа «Модернизация Северомуйского тоннеля».

Как рассказала заведующая кафедрой «Мосты и транспортные тоннели» Наталья Быкова, на северомуйском объекте ученые отрабатывают методологию поддержки безопасности транспортных систем. Есть свои первые открытия. Например, мониторинг подземных вод позволил выявить закономерность изменения их химического состава накануне землетрясений. Функциональные параметры работы Северомуйского тоннеля сотрудники центра отслеживают в режиме реального времени.— Конечно, железнодорожники наблюдают за состоянием тоннеля, устраняют нештатные ситуации. Но сегодня речь идет об использовании БАМа для транзитных транспортных перевозок. Поэтому необходима оценка риска. Мы должны уметь прогнозировать нештатные ситуации и делать все, чтобы их предотвратить, — делится мнением Наталья Быкова.

— Сейчас уже можно говорить, что в ИрГУПСе идет формирование многофункционального центра мониторинга, прогнозирования и оценки всех составляющих системы железных дорог, — рассказывает Сергей Каргапольцев. — В работе центра участвуют представители различных отраслей науки и инженеры-производственники.

В планах проводить работы также на Красноярской и Забайкальской железных дорогах. Запущенный в действие университетский проект единого информационного пространства «Космос» позволит ученым головного ИрГУПСа оперативно собирать информацию с мест и принимать совместные решения с коллегами из филиалов вуза, расположенных в регионе деятельности этих двух дорог.

Презентация центра мониторинга, прогнозирования и обеспечения безопасности транспортных систем была проведена во время научно-практической конференции «Безопасность регионов — основа устойчивого развития», которая состоялась в конце сентября на базе Иркутского университета путей сообщения. В перспективе ученые железнодорожного вуза готовы взяться за мониторинг и прогнозирование состояния искусственных сооружений объектов химической промышленности, энергетики, центра по обогащению урана Иркутской области. В планах также принять участие в создании карты риска Приангарья, население которого по-прежнему сталкивается с рядом явлений природного характера: землетрясениями, наводнениями, селями, и все чаще — техногенного.

 
Лейла Мустафаева
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31