27 октября 2020 21:29

27 октября 2020 21:29

От посредника до участника


Прежде чем таможня «даст добро» на прохождение импортного груза, он должен где­то временно храниться до оформления всех таможенных процедур. Эта операция осуществляется, как правило, на складах временного хранения (СВХ), владельцем которых может быть любое юридическое лицо, в том числе и ВСЖД.
Но в числе владельцев Восточно-Сибирской нет, хотя дело это весьма выгодное, и в целом по сети дорог уже действует боле тридцати железнодорожных СВХ.

Прежде чем таможня «даст добро» на прохождение импортного груза, он должен где­то временно храниться до оформления всех таможенных процедур. Эта операция осуществляется, как правило, на складах временного хранения (СВХ), владельцем которых может быть любое юридическое лицо, в том числе и ВСЖД.

Но в числе владельцев Восточно-Сибирской нет, хотя дело это весьма выгодное, и в целом по сети дорог уже действует боле тридцати железнодорожных СВХ.
В зоне деятельности ВСЖД открыто 13 складов временного хранения, принадлежащих, увы, сторонним организациям - 3 на Тайшетском отделении, 7 – на Иркутском и 2 - на Улан-Удэнском. В числе владельцев фигурируют ОАО «СУАЛ», ОАО «НПК «Иркут», ОАО «Саянскхимпласт» и многие другие. Работают с размахом и прибылью, особенно там, где речь идет о коммерческих СВХ открытого типа, крупнейшим представителем которых является ООО «Комплексный промышленный сервис». Так, в 2004 году оборот по СВХ «Компромсервиса» составил около 31 тысячи тонн общей стоимостью в 54 миллиона 350 тысяч долларов США. За 2005 год помещено товаров весом почти в 25 тысяч тонн на сумму в 33 миллиона долларов. И это без учета хранения груза в подвижном составе ОАО «РЖД» на территории складов. О более поздних годах не говорим – даже не раскрывая коммерческую тайну, видно, насколько выгодны операции подобного рода.

Что же мешает самой железной дороге войти в эту нишу и зарабатывать на собственных инфраструктурах? И выгодным ли станет подобный бизнес?

У начальника отдела по таможенно-брокерской деятельности ВСЖД Олега Черепахина на этот счет сомнений не существует.

- При всех плюсах работы нынешних СВХ, оказывающих услуги многим участникам внешнеэкономической деятельности, существует ряд факторов, которые выступают «раздражителями» в отношениях владелец-клиент. Это, в первую очередь, удаленность от станции назначения, высокие ставки при обслуживании грузополучателей, расположение, как правило, на окраине городов с единственным подъездом для автотранспорта, да еще и в неудовлетворительном состоянии, и так далее. Железная дорога могла бы частично сгладить эти противоречия. Но для этого необходимо иметь возможность влиять на процесс таможенного оформления груза участниками внешнеторговой деятельности, с которыми железная дорога подчас не имеет никаких договорных отношений.

По мнению Олега Черепахина, использование объектов ОАО «РЖД» - складов и площадок в качестве СВХ, а также железнодорожных путей в качестве зон таможенного контроля, открывало бы возможность для более тесного взаимодействия ВСЖД с участниками внешнеторговой деятельности на основе договоров, требуемых новым Таможенным кодексом Российской Федерации.

- Тем более что такую задачу поставило перед нами ОАО «РЖД», определив проведение расчета и экономическое обоснование необходимости создания СВХ. Основной целью проекта должно являться увеличение доходов компании от хранения и обработки таможенных грузов, сокращение времени простоя под выгрузкой и увеличение оборота вагонов.

Если учесть, что около 80 процентов внешнеторгового оборота по территории Иркутской области и Республики Бурятия приходится на железнодорожные перевозки, эта задача становится не только «узкоамбициозной», но и государственно важной, включающей в себя такие приоритетные направления, как организация сквозного коридора для перевозки контейнеров по Транссибу из стран Юго-Восточной Азии в страны Европы, развитие инфраструктуры, создание дополнительных рабочих мест и т.д.

Что для этого нужно?

- Прежде всего умело поставленная работа с клиентами и постоянное взаимодействие с таможенным органом, под контролем которого находится СВХ, - говорит Олег Черепахин. - Обязательным условием должно быть предоставление всех комплексных услуг, включающих полное таможенное оформление. И, конечно же, наличие или оборудование площадок, устраивающих клиентов и выгодно отличающихся от тех, которые имеются у конкурентов.
 
С 2005 года на ВСЖД начали разработку бизнес-проекта организации СВХ с учетом их размещения на участках инфраструктуры дороги. Вне всякой конкуренции на первое место выдвинулся грузовой двор станции Тальцы Улан-Удэнского отделения. Близость его к железной дороге, автотрассе, к существующему аэропорту, рассматриваемому в перспективе как международный, создают для СВХ очень хорошее будущее. Уже сейчас в Тальцах проводится работа по переоборудованию под него помещения склада общего пользования, предназначенного для работы с грузами, размещенными в открытом подвижном составе и на прилегающей площадке, ожидаются значительные инвестиции.

Что касается Иркутска с его несомненными перспективами, то здесь существует несколько вариантов организации СВХ, которые должны пройти самую пристрастную экспертизу. Первое заседание технического совета, посвященного данной теме, уже состоялось в марте текущего года. Рассматривались три варианта размещения, включающие площадки на станциях Иркутск-Пассажирский, Иркутск-Сортировочный и Военный Городок. У каждой есть свои преимущества, но и свои недостатки.

- В Иркутске-Пассажирском можно использовать грузовой двор, для чего произвести капитальный ремонт грузового склада общего пользования и установить необходимое оборудование, - поясняет Олег Черепахин. – Привлечение грузополучателей возможно путем выгрузки из вагона на склад и погрузку на автомобиль силами дистанции погрузочно-разгрузочных работ, что снизит их затраты за пользование вагоном и его подачу-уборку. А это значительно привлекательнее того, что могут предложить коммерческие СВХ. Выгодное местоположение склада, удобный маршрут проезда, возможное размещение досмотрового отдела Иркутского таможенного поста также будет являться положительным фактором для привлечения клиентуры. Есть определенные плюсы и на других площадках.

Стоит ли овчинка выделки?

- Да, организация склада временного хранения недешевое удовольствие, - комментирует Черепахин.

– Если говорить об иркутск-пассажирском варианте, то только на минимальный комплект оборудования здесь потребуется в среднем до четырех с половиной миллионов рублей, из которых 70 процентов составят затраты на приобретение и установку рентгеновского оборудования и средств радиационного контроля. Но есть и другая арифметика… С учетом оплаты за такие услуги, как оформление и доставка документов по необходимым таможенным процедурам, хранение грузов в вагонах и на складе, выполнение разгрузочно-погрузочных работ, другие формальности, а также, с расчетом на увеличение объемов поступления импортного груза, изменение ставок сборов и тому подобное, можно ожидать окупаемости затрат уже в течение 2,7 года…

В августе 2007 года ОАО «РЖД» подписало меморандум о сотрудничестве с Федеральной таможенной службой. А еще до этого – в мае – на основании открытых торгов единым брокером, выступающим от имени ОАО «РЖД», определена компания ТБЦ (таможенно-брокерский центр), по согласованию с которой предусмотрено интенсивное развитие околотаможенной инфраструктуры, в том числе и складов временного хранения. По мнению начальника Иркутской таможни Сергея

Полякова, это поможет централизовать как проведение таможенного оформления, так и контроля. А по словам другого таможенного чиновника – представителя Сибирского таможенного управления Александра Малика, оптимизация перевозочного и контролирующего процессов поможет ускорить процедуру проведения таможенных мероприятий, снизит факты недостоверного декларирования и позволит покончить с практикой «серого» брокерства.

Так быть или не быть СВХ на ВСЖД? Двух мнений, по-видимому, здесь быть не может. Дело только за временем.

 
Владимир Палагутин
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31