27 октября 2020 20:27

27 октября 2020 20:27

Браслет-выручалочка

Существуют такие виды деятельности, для которых обеспечение безопасности является основополагающим фактором. Работа машиниста локомотива - одна из них. Нарушение режима труда и отдыха, накопившаяся усталость, потеря бдительности чреваты самыми непредсказуемыми последствиями. И уж тем более когда человек работает «в одно лицо» - на маневровых работах по станции.
Машинист-инструктор Владимир Скорбенко в кабине локомотиваПрибор контроля за деятельностью машиниста может при необходимости сработать за секунды

Существуют такие виды деятельности, для которых обеспечение безопасности является основополагающим фактором. Работа машиниста локомотива - одна из них. Нарушение режима труда и отдыха, накопившаяся усталость, потеря бдительности чреваты самыми непредсказуемыми последствиями. И уж тем более когда человек работает «в одно лицо» - на маневровых работах по станции.

Разработка, которую представили в локомотивном депо Иркутск-Сортировочный, - из тех новых технологий, которые призваны снизить порог зависимости от подобного рода случайностей, и если не искоренить, то хотя бы минимизировать вероятность несчастного случая при «отключении» машиниста. Телемеханическая система контроля бодрствования машиниста (ТСКБМ) призвана в этом случае... отключать тепловоз.

Приборчик неказист на вид и занимает немного места в кабине локомотива.
Собственно, в кабине установлен только микропроцессор. Вторая часть комплекса размещается на руке машиниста и представляет собой браслет по типу наручных часов. При этом необходимо отметить, что система не настраивается на конкретного человека или его физиологическое состояние.

- В ее основе лежит диагностика динамики физической составляющей электродермального сопротивления кожи, - говорит директор дорожного технологического центра по приборам безопасности Федор Сидоров. - Известно, что при разном состоянии человека сопротивление кожного покрова имеет абсолютно разные характеристики, на этом и строится работа прибора.


Для демонстрации возможностей ТСКБМ поднимаемся в кабину нового тепловоза ТЭМ18Д, где машинист-инструктор локомотивных бригад маневрового движения Владимир Скорбенко показывает основные принципы работы новинки. Они не сложны.
- Устройство повышает безопасность движения, подавая сигнал тревоги за десятки секунд до наступления опасного физиологического состояния, когда уровень бодрствования и работоспособность машиниста снижаются до критических величин, - поясняет Владимир Скорбенко. - Но при этом человек еще достаточно адекватно реагирует на обстановку и способен управлять локомотивом. При появлении цветового сигнала на индикаторе, расположенном прямо перед глазами, машинист обязан подтвердить получение информации нажатием верхней рукоятки бдительности, для чего встать со своего рабочего места. Понятно, что полусонный человек этого не сделает. В противном случае система сама остановит локомотив.
Умный приборчик обмануть невозможно. Он проявляет такую бдительность, что даже вызывает обиду у машинистов.

- Часто люди говорят, что находятся в активном состоянии, но система «уличает» их в сонливости, - говорит Федор Сидоров. - Это происходит оттого, что человек слишком сосредоточился на чем-то одном, а это и есть признак засыпания. В этом случае рекомендуется периодически переключать свое внимание, четче вести регламент переговоров, чаще следить за показаниями приборов. Снять и отложить «браслет» в сторону тоже не удастся - в таком случае машинисту придется периодически «отчитываться» перед диспетчером постоянным нажатием рукоятки бдительности.

Сегодня в локомотивном депо Иркутск-Сортировочный работает 32 тепловоза новой серии ТЭМ18Д, оснащенных такими системами. Остальной парк обслуживается по старинке, но это не значит, что менее надежно. Системы КЛУБ, КТСН и АЛСН (автоматическая локомотивная сигнализация непрерывного контроля) позволяют в контакте со спутниковыми системами и датчиками «от колеса» уверенно вести локомотив по заданному маршруту, отслеживать его на опасных участках, контролировать «реакцию» на запрещающие сигналы и в случае необходимости использовать «право вето» со стороны маневровых диспетчеров.

- Вся поездка с этими приборами записывается на кассету регистратора, своеобразный «черный ящик» локомотива, и может быть проанализирована впоследствии до мельчайших секунд, - поясняет электромеханик центра по ремонту приборов безопасности Андрей Ишин. - Но при объединении имеющихся систем с системой ТСКБМ возможности возрастают на порядок. Так, при работе с АЛСН телемеханическая система контроля бодрствования выдает управляющее воздействие на электропневматический клапан, а при работе с системой КЛУБ может информировать ее о состоянии машиниста, и срабатывание клапана произойдет уже в соответствии с алгоритмами работы самого КЛУБа. В любом случае безопасность будет обеспечена гарантированно.


Восточно-Сибирская железная дорога традиционно является полигоном для пилотных проектов. Не стала исключением и апробация новой системы контроля бодрствования. По словам Федора Сидорова, «обкатка» ее на наших участках пошла на пользу и самой разработке. Она стала компактней, проще в эксплуатации, понятней для машинистов. А значит, и более популярной у локомотивных бригад.

 
Владимир Палагутин
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31