21 октября 2020 22:08

21 октября 2020 22:08

Северный одессит

Одесса и Северобайкальск – эти два города дороги Ивану Лысенко одинаково.
Красивый, зеленый поселок Заречный раскинулся в трех километрах от столицы бурятского участка БАМа Северобайкальска. Отсюда до Одессы – жемчужины у моря, откуда родом герой этого повествования, порядка десяти тысяч километров. Поэтому не так часто, как хотелось бы, выбирается Иван Лысенко на свою историческую родину. Да и работа у него хлопотная - бригадир в цехе экипировки Северобайкальского вагонного участка (прежде – ДОП-5). А еще дом, семья, хозяйство…

Одесса и Северобайкальск – эти два города дороги Ивану Лысенко одинаково.

 

Красивый, зеленый поселок Заречный раскинулся в трех километрах от столицы бурятского участка БАМа Северобайкальска. Отсюда до Одессы – жемчужины у моря, откуда родом герой этого повествования, порядка десяти тысяч километров. Поэтому не так часто, как хотелось бы, выбирается Иван Лысенко на свою историческую родину. Да и работа у него хлопотная - бригадир в цехе экипировки Северобайкальского вагонного участка (прежде – ДОП-5). А еще дом, семья, хозяйство…

В народе о таких, как Иван, говорят: парень что надо. Уважают и любят его в коллективе. Спросите у любого рабочего, руководителя и услышите в ответ: «Самый человечный человек»…

 

Истоки его отношения к людям, к труду - в детстве. Отец Яков Константинович, по профессии рыбак, прежде возглавлял артель, бороздившую просторы Черного моря на воспетых в песнях баркасах. Мать, Варвара Христофоровна, работала на Одесской железной дороге. С малолетства Иван познал все сложности жизни, выработав в себе принципиальный и твердый характер.

Учеба в школе ему давалась легко, но все же больше привлекала техника, ее устройство, что впоследствии и стало его жизненным кредо. После восьмилетки Иван поступил в сельскохозяйственное училище и по окончании работал трактористом в совхозе. Затем окончил одесский автодорожный техникум.

 

После службы в армии (закаленного парня взяли в морскую авиацию) Иван вернулся в родную Одессу и закончил обучение в автодорожном техникуме. А потом стал автомехаником одного из передовых предприятий города. Тем временем по всей стране прогремело звонкое слово «БАМ». В массовом порядке уезжали комсомольцы-добровольцы Украины строить железную дорогу к Тихому океану. Свое заявление в горком комсомола подал и Иван. Но предприятие никак не хотело расставаться с ценным работником, к тому же ему предложили должность главного механика.

- Ты ж одессит, Иван, зачем тебе этот далекий, неизвестный БАМ? – говорили ему.

- Все равно уеду,- заявлял он в ответ.

И уехал. А поводом стало письмо, пришедшее из поселка Тоннельного от друга детства Степана Станева.

 

На БАМе Иван устроился механиком-бурильщиком в СУ-157, бурил скважины для откачки воды из строящегося Северомуйского тоннеля. Серьезным испытанием стал для предприятия этот тоннель. Подтачивал он своими бурными холодными водами труд и здоровье людей, а то и вообще уносил их жизни. В одной из лучших песен поэта-бамовца, проходчика тоннеля Юрия Аникина есть такие строки:

 

Для добра мои чувства

согреты,

И не жалко

мне прожитых лет.

Мы в горах пробивали

тоннели,

А тоннели выводят

на свет…

Пусть в истории

след наш растает,

Сердце легкое

трогает грусть.

Мы России великой

оставим

Имя звонкое –

Северомуйск!

 

Эти слова по праву можно отнести и к Ивану Лысенко. Когда в 2001 году по тоннелю прошел первый поезд с почетными пассажирами, увы, не нашлось места в нем моему герою, как и многим другим работягам, которые отдали стройке века свои лучшие годы. Но это свершилось только через 11 лет. А на излете восьмидесятых в стране во-всю шел перестроечный период, прекратилось финансирование предприятий, СУ-157 было вынуждено свернуть работу. Многим тогда предложили переехать в другие города, подыскать другую работу.

В 1990 году Иван Лысенко со своей семьей перебрался в Северобайкальск к своим друзьям. Облюбовав тихое красивое местечко в поселке Заречном, построил добротный дом. Здесь, как говорят моряки-одесситы, он и бросил свой якорь на длительную стоянку. Устроился механиком гаража в ДОП-5, затем, когда создали автобазу Северобайкальского отделения ВСЖД, произошло сокращение штата, и ему предложили должность тракториста.

 

Шли годы, заметно пополнился вагонный парк ДОП-5, возросли требования к качеству обслуживания пассажиров. Мастер цеха экипировки Людмила Дугарова предложила Ивану Лысенко стать ее заместителем, вместе управлять большим, беспокойным хозяйством. Иван Яковлевич дал согласие.

Как птицы, пролетели быстрой вереницей годы, на висках засеребрилась седина, уже выросли дети, пошли один за другим внучата. Сегодня старший сын Ивана Виктор работает оператором в котельной НГЧ-10. Дочь Наталья – кондитер, поставляет сладости к столу горожан. Иван Яковлевич все чаще вспоминает родную Одессу, но уезжать на родину не собирается. Друзья, как много лет назад, в шутку подначивают его:

- Ты ж коренной одессит, Иван, зачем тебе эта таежная глухомань, что ты в ней нашел?..

- Как что? Жизнь настоящую нашел, друзей верных, работу по сердцу, природу сибирскую неповторимую, просторы Байкала. Разве этого мало…

Павел Толмачев. Фото Рэма Чарского
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31