25 октября 2020 22:42

25 октября 2020 22:42

Человек, ставший легендой

25 декабря исполняется 100 лет седьмому начальнику Восточно-Сибирской дороги Борису Константиновичу Саламбекову. Накануне юбилейной даты в стенах Иркутского государственного университета путей сообщения прошла встреча студентов и преподавателей с ветеранами железнодорожного транспорта, теми, кто в 1961-64 годах прошлого столетия работал с Саламбековым на Восточно-Сибирской магистрали.
25 декабря исполняется 100 лет седьмому начальнику Восточно-Сибирской дороги Борису Константиновичу Саламбекову.

Накануне юбилейной даты в стенах Иркутского государственного университета путей сообщения прошла встреча студентов и преподавателей с ветеранами железнодорожного транспорта, теми, кто в 1961-64 годах прошлого столетия работал с Саламбековым на Восточно-Сибирской магистрали.


Поделиться своими воспоминаниями с представителями молодого поколения начала XXI века пришли члены дорожного совета старейшин: Геннадий Павлович Комаров (начальник ВСЖД в 1988-2000 годах), Алексей Иванович Долгий (первый заместитель начальника ВСЖД в 1979-87 годах), бывший заместитель начальника ВСЖД - главный ревизор по безопасности движения поездов Анатолий Константинович Коротков, бывший заместитель начальника дороги по кадрам и социальным вопросам Виктор Васильевич Демещик и председатель дорожного совета ветеранов Александр Ефимович Степанов. Безусловно, в те далекие 60-е годы наши заслуженные ветераны были еще молоды и занимали не столь высокие должности, чтобы часто встречаться с начальником дороги, но и им есть что вспомнить и о чем рассказать нам.

- Когда Саламбеков пришел на дорогу, то в первую очередь обратил внимание на график движения, а он составлял 56% у грузовых и 75% у пассажирских поездов, - заметил Алексей Долгий. - Помню, как мы, начальники станций (я тогда работал в Слюдянке), отчитывались за каждый день по задержке поездов у входных сигналов и их перепростой на станции. И это продолжалось до тех пор, пока график грузовых поездов не достиг 92%, а пассажирских — 98,9%. Уже к концу 1961 года дорога стала передовой на сети. Аналогично работали по безопасности движения и общественному контролю, охране труда. Отчитывались утром и вечером, иногда допоздна. «Напряжение подано, напряжение снято» - такой сигнал негласно подавался всем командирам, когда Саламбеков приходил на свое рабочее место в управлении дороги и уходил. Борис Константинович неустанно твердил своим заместителям и всем работникам дороги, что безопасность будет полностью соблюдаться только при непрерывности движения поездов.

При всей своей строгости и чрезмерной требовательности Саламбеков, по словам Долгого, был чуток и внимателен к людям. Алексей Иванович вспомнил, как однажды пришел к начальнику дороги в служебный вагон с докладом, а тот остановил его и сказал примерно следующее: «Береги кадры, может, и тебе придется возглавлять большие коллективы. Не увлекайся снятием и увольнением подчиненных. Это трагедия для работника и его семьи. Долг командира, которому дана большая власть, найти такие формы воспитания, чтобы «сделать» из человека преданного делу железнодорожника, не переступить черту, за которой следует унижение человеческого достоинства».
Анатолий Коротков работал с Саламбековым, как говорит он сам, «в постоянном контакте с февраля 1962 года до ухода в министерство».
 
- В январе 1962 года меня направили из локомотивного депо заместителем начальника службы материально-технического обеспечения, - вспоминает Анатолий Константинович. - Время требовало четкой работы во всем, обеспечения безопасности движения поездов, своевременной перевозки грузов и пассажиров, а локомотивное хозяйство заметно отставало. Мне было поручено более квалифицированно обеспечивать дорогу запасными частями для электровозов переменного и постоянного тока и также для вагонов. Поэтому часто приходилось держать отчет лично перед Саламбековым. Строгость и жесткость начальника дороги мы воспринимали как необходимость... Мы его очень уважали.
По мнению Виктора Демещика, память о таком человеке, как Борис Саламбеков, вечна.
 
- Прошло с той поры много лет, а мы, ветераны, вспоминаем его и в семейном кругу, и при встречах с коллегами-товарищами. Лично мне пришлось поработать близко с семью начальниками дороги, а всего их в моей жизни было девять, но не все из них запомнились так ярко и оставили о себе хорошую память, как Саламбеков.
В начале шестидесятых Виктор Васильевич работал машинистом в пассажирском и грузовом движении, поэтому, по его словам, локомотивщики больше видели Саламбекова в служебном вагоне пассажирского поезда. Его вагон цеплялся в хвост состава, и весь световой день, а в темноте - с прожектором, начальник дороги наблюдал, кто как на линии работает. Именно на основе своих наблюдений он потом построил работу общественных инспекторов. Борис Саламбеков часто собирал ремонтников и эксплуатационников на узловых станциях и учил, как надо работать, ведь многие из них в начале 60-х годов не имели достаточного, даже по школьным меркам, образования, а масштабная техническая реконструкция Транссиба требовала быстрого перехода на новые технологии. Саламбеков и сам, чтобы досконально вникнуть в вопросы электрификации, внедрения тепловозной и электровозной тяги, в пятидесятилетнем возрасте получил второе высшее образование, окончив Всесоюзный заочный институт инженеров железнодорожного транспорта, прибавив к диплому инженера-механика паровозного хозяйства диплом инженера–электромеханика.
 
Перечисляя заслуги Бориса Саламбекова перед страной и Министерством путей сообщения, Александр Степанов не преминул сказать, что, помимо звания Героя Соцтруда, полученного начальником Октябрьской дороги Саламбековым за оборону Ленинграда в тяжелом для страны 1942 году, и трех орденов Ленина, других наград, Борис Константинович трижды становился почетным железнодорожником, он был настоящим генералом железных дорог. А его трудовые подвиги, совершенные вместе с огромной армией железнодорожников, будут служить примером всегда.
- Четыре с половиной года назад, - отметил в своем выступлении Геннадий Комаров, - начальники дорог на своей ассамблее, проходившей на Западно-Сибирской дороге, в бывшем управлении Омской железной дороги, которой в 50-е годы руководил Саламбеков, открыли мемориальную доску в честь этого легендарного человека. Я считаю, что на ВСЖД, в Иркутске, тоже должна появиться мемориальная доска, ведь сделано Борисом Константиновичем для нашей дороги немало. Именно с него для ВСЖД начался новый этап развития, восхождение в число лучших по сети.

Геннадий Павлович привел лишь два примера, характеризующих новаторскую работу Саламбекова. Так, возглавив объединенную дорогу не в лучшие годы, когда было много крушений, аварий, брака в работе, Саламбеков сделал все, чтобы их число значительно сократилось. Он стоял у истоков создания фирменного поезда «Байкал» и без ведома МПС не побоялся первым перекрасить стандартные зеленые вагоны в темно-голубой цвет — цвет байкальской волны.
 
- За что и получил нагоняй от руководства МПС, но спустя время все фирменные поезда сети получили свою отличительную раскраску. А наш «Байкал» до сих пор остается одним из лучших в России.
Обращаясь к студентам, Геннадий Комаров пожелал им в своей дальнейшей работе и жизни брать пример с Саламбекова:

- Много говорилось, что Борис Константинович был строгим руководителем. Но невозможно со слабым характером управлять железной дорогой. При этом очень строгим и жестким нужно быть прежде всего к себе. И тогда можно многого в жизни добиться.

Евгений Богачев
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31