25 октября 2020 19:43

25 октября 2020 19:43

За бумагой не забыть людей

Документов по работе с кадрами много, а отдачи от них мало - такой вывод прозвучал на техсовете ВСЖД.
В повестке дня технического совета, состоявшегося на минувшей неделе, вопрос стоял так: «О работе с кадрами на Восточно-Сибирской железной дороге по реализации функциональной стратегии развития кадрового потенциала ОАО «РЖД» в 2007 году и задачи на 2008 год».
Открыл заседание начальник ВСЖД, призвавший участников не растекаться мыслью по древу, а выносить на обсуждение важнейшие, не терпящие отлагательства задачи.
Документов по работе с кадрами много, а отдачи от них мало - такой вывод прозвучал на техсовете ВСЖД.

В повестке дня технического совета, состоявшегося на минувшей неделе, вопрос стоял так: «О работе с кадрами на Восточно-Сибирской железной дороге по реализации функциональной стратегии развития кадрового потенциала ОАО «РЖД» в 2007 году и задачи на 2008 год».

Фото Ивана Гурова.Открыл заседание начальник ВСЖД, призвавший участников не растекаться мыслью по древу, а выносить на обсуждение важнейшие, не терпящие отлагательства задачи, предлагать конкретные пути решения. К сожалению, не все вняли слову Алексея Воротилкина, продолжая по привычке выходить на трибуну с самоотчетами, и руководитель магистрали вынужден был останавливать таких ораторов.


Это несмотря на то, что основной доклад замначальника дороги по кадрам и социальным вопросам Алексея Малыгина настраивал на строго деловой лад. Коротко упомянув положительные моменты (укомплектованность кадрами ведущих профессий по итогам прошлого года составила 101,8% к штатному расписанию, выполнены задания по их подготовке, снизилось количество практиков, построено и заселено семь одно-двухквар- тирных домов технологического жилья на линейных станциях, уменьшилась сменяемость руководителей из номенклатуры президента и вице-президента компании, начальника дороги), он посчитал нужным заострить внимание на недочетах и упущениях в работе.

А их немало. При общей стабилизации руководящего персонала магистрали сменяемость таких кадров в хозяйстве перевозок в 2007 году возросла на 10% и превысила 50%. Сменяемость руководителей у вагонников - 35%, у локомотивщиков - 34%. Многие руководители не справляются со своими должностными обязанностями, особенно когда дело касается обеспечения безопасности движения поездов. Спрашивается, где же эффект от обучения резерва, стажировок, психологического тестирования кандидатов, составления индивидуальных планов работы с ними? Не лучше выглядит ситуация с кадрами и на уровне номенклатуры НОДов, в первую очередь - на Иркутском отделении, где, правда, в последнее время наметились некоторые сдвиги к лучшему. Нечем похвастаться в этом отношении и Тайшетскому, Северобайкальскому отделениям, где сменяемость увеличилась соответственно на 14 и 10%.
Кадровая чехарда со старшими дорожными мастерами, машинистами-инструкторами и другими командирами среднего звена меньше всего коснулась Улан-Удэнского отделения, что, кстати, и явилось главной предпосылкой его устойчивой работы, позволило коллективу выйти победителем отраслевого соревнования в третьем квартале и с хорошими результатами завершить четвертый.

Детально обрисовав сложившуюся картину, Алексей Малыгин в числе основных причин большой сменяемости кадров назвал необдуманное применение дисциплинарных взысканий. Подобного рода наказания зачастую лишены какого-либо воспитательного воздействия, убивают веру человека в свои силы и приносят только вред. Похоже, на местах забыли о приказе президента ОАО «РЖД», в котором черным по белому написано: не допускать необоснованных дисциплинарных взысканий к руководителям, исполняющим обязанности менее года.
- Мы должны приучать людей к порядку, а не размахивать саблями, - поддержал докладчика начальник дороги. - А такие факты встречаются сплошь и рядом. Назначили человека руководителем предприятия, а он уже через три-четыре дня отдает распоряжение: снять своего заместителя, убрать инженера, уволить мастера...
Особенно нетерпима такая скоропалительность в работе с молодой сменой, не имеющей достаточного опыта. Окончившие вуз или колледж юноши и девушки нуждаются, особенно на первых порах, в опеке и помощи, а их бьют по рукам. Подписали приказ о повышении человека по службе, не удосужившись как следует поговорить с ним о волнующих его проблемах, и с плеч долой - засунули бумагу в стол.

Сегодня в кабинетах пылятся огромные кипы документов по организации кадровой политики, да вот закавыка: 90% из них не дают отдачи. Взять работу по сокращению текучести кадров. Она хоть и остается ниже среднесетевой, за семь последних лет увеличилась с 7,5 до 9,1%. Это, конечно, вызывает озабоченность, учитывая дефицит квалифицированной рабочей силы на рынке труда, особенно на севере региона и в крупных городах - Иркутске, Ангарске и Улан-Удэ.
Почему люди уходят с магистрали? Опросы показывают, что их, помимо пресловутой жесткости управления, неуважительного отношения со стороны руководителей, отпугивают и условия труда, недостаточная материально-техническая оснащенность места работы, несовершенство системы начисления премии, неудовлетворенность заработной платой.

Наверное, названные причины нельзя сбрасывать со счета, но всегда ли? Зарплата тружеников магистрали, например, гораздо выше, чем в среднем по региону, им гарантирован солидный социальный пакет. К тому же предприятия железнодорожного транспорта имеют право сами распоряжаться спущенным сверху фондом зарплаты, поощрять рублем тех, кто трудится интенсивнее, а не плодить уравниловку, и тем более - не заниматься приписками, как иногда случается.

Подробно проанализировав работу с кадрами, участники техсовета наметили ряд мер по улучшению ситуации. Хочется верить, что претворение в жизнь принятых решений не заставит себя ждать, ведь состоявшийся разговор на сей раз не ограничился подписанием протокола. По предложению начальника ВСЖД будет подписан приказ, выполнение которого планируется рассмотреть через полгода.


Цифра:
30 % руководителей, назначенных в прошлом году начальником дороги, составляют молодые люди в возрасте до 30 лет.


Мнения

Подготовка кадров - основа успешной работы

Ирина Зорина, председатель Северобайкальского теркома профсоюза:

- Меня больше всего беспокоит подготовка кадров массовых профессий - помощников машинистов, электромонтеров, монтеров пути, осмотрщиков и ремонтников вагонов, проводников. У нас на отделении этим занимается профтехучилище, открытое еще в годы строительства БАМа.
Из его стен ежегодно выпускается не менее 150 человек, лучшим учащимся терком выплачивает дополнительную стипендию. Но сейчас, после перевода с федерального финансирования на республиканское, ПТУ испытывает серьезные трудности. Заключенное когда-то между этим учебным заведением и дорогой соглашение нуждается в коррективах. Разве нормально, что каждый приходящий к нам на практику курсант платит за медосмотр две тысячи рублей?


Георгий Лобов, заместитель начальника Гусиноозерской дистанции пути по кадрам:

- Минувший год наша дистанция завершила с хорошими показателями, чему, на мой взгляд, немало содействовала сдача в эксплуатацию общежития для молодых бригадиров на станции Наушки.
Но есть несколько моментов, которые мешают лично моей работе. Вот уже в течение длительного времени все кадровики занимаются обеспечением людей спецодеждой, как будто у них нет других более важных задач. Не проще ли заставить каждого заниматься своим делом. И еще - мы буквально зарылись в бумагах: ежедневно вынуждены отвечать на пять-десять запросов, причем давать одну и ту же справку в разной форме. В результате нынче я впервые не успел посетить родителей выпускников Улан-Удэнского института и колледжа, у которых в феврале будет распределение.


Дмитрий Жарий, начальник службы охраны труда:

- В ходе проверок предприятий, допустивших те или иные ЧП, приходится сталкиваться с поразительными фактами. Начальники и заместители плохо владеют знаниями по вопросам профилактики травматизма. Считаю, что нужно усилить контроль за качеством обучения кадров в институте дополнительного образования ИрГУПСа, ввести тестирование по итогам занятий, подумать о материальной ответственности руководителей, не сдавших экзамены.
Следует подумать и о повышении имиджа инженеров по охране труда, которые долго не задерживаются на месте. В прошлом году сменилась четверть этих специалистов, а в службах электрификации, пути, дирекции связи и того больше - от 28 до 50%. К сожалению, при переходе на новую систему оплаты труда руководители не стабилизировали текучесть кадров.

Константин Житов
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31