25 октября 2020 17:12

25 октября 2020 17:12

Мороз, как на Северном полюсе

В обширной Муйской котловине, отгороженной от арктических ветров грядой высоких зубчатых гольцов, расположилась станция второго класса Таксимо и одноименный поселок городского типа (расстояние между иными микрорайонами составляет 10-15 километров). Поезд «Северный Байкал», ежедневно курсирующий по маршруту Северобайкальск - Новая Чара, прибывает на станцию Таксимо в несусветную рань – 4 часа утра по местному времени.
Неоновый свет фонарей на перроне и сияние полной луны говорят о том, что до рассвета еще очень далеко.
Фронт арктического антициклона стал серьезным испытанием для всех служб жизнеобеспечения Муйского района.
 

Фото Евгения Богачева.В обширной Муйской котловине, отгороженной от арктических ветров грядой высоких зубчатых гольцов, расположилась станция второго класса Таксимо и одноименный поселок городского типа (расстояние между иными микрорайонами составляет 10-15 километров).

Поезд «Северный Байкал», ежедневно курсирующий по маршруту Северобайкальск - Новая Чара, прибывает на станцию Таксимо в несусветную рань – 4 часа утра по местному времени.

Неоновый свет фонарей на перроне и сияние полной луны говорят о том, что до рассвета еще очень далеко. Густой морозный туман клубами врывается в открывшуюся дверь вагона. Мороз «за бортом» нешуточный, почти как на Северном полюсе — минус 53 градуса по Цельсию.
Об этом скачке ртутного столбика термометра вниз мне поведал «первый встречный» - давний знакомый, начальник отдела ГО и ЧС райадминистрации Юрий Пахомов. И побежал дальше – по всей видимости, в такую дикую стужу у него было много самых безотлагательных дел.
В кабинете заместителя руководителя администрации Муйского района по развитию экономики и инфраструктуры Александра Манзанова тепло, светло и уютно.
- Подготовку к текущему отопительному сезону мы начали заблаговременно – сразу после окончания предыдущего, - говорит Александр Николаевич. - На мой взгляд, мы учли все былые нюансы и «подводные камни». Котельные наших энерго- и теплоснабжающих организаций ООО «ТПК «Норд» и МУП «МКС» заработали осенью, как и положено...

 
В руках у ведущего специалиста райадминистрации Г.Верхотуровой 20-килограммовый камень-нефрит, гордость района. (Фото автора).Первая половина зимы выдалась относительно теплой, но со второй декады января установилась аномально низкая температура в пределах 45–53 градусов. Разумеется, этот нагрянувший фронт арктического антициклона стал серьезным испытанием для всех служб жизнеобеспечения Муйского района. Но пока обходится без чрезвычайных происшествий. Правда, на днях прихватило систему отопления трех жилых домов по улице Энтузиастов, но сейчас там восстановлено нормальное теплоснабжение…
Как заверил мой собеседник угля хватит примерно на месяц работы котельных в усиленном режиме. На подходе – новые составы с «черным золотом». Так что нынешняя зимовка на таксимовском «полюсе», дай Бог, пройдет без прежних тревог, ЧП и авралов.

Понятное дело – из-за морозов ныне были продлены зимние школьные каникулы. Пока таксимовские детишки сидят по домам, личный состав учителей всех школ района продолжает работать.
Директор школы №3 Светлана Турлыбекова поведала мне, что вся учебная программа, не освоенная ребятней в дни вынужденных каникул, будет в полной мере наверстана, как только отпустят морозы.
Занятое по итогам прошлогодней сдачи ЕГЭ первое место в рейтинге среди восьми школ Муйского района – это одно из последних достижений педагогического коллектива. А еще этой осенью группа старшеклассников во главе с завучем Татьяной Козловой победила в общероссийском конкурсе «Школа будущего России глазами школьников». Этот конкурс проводился в рамках проекта «Кремлевский час».
Наши юные земляки–победители были приглашены в Москву на Школьный саммит. Они провели в Белокаменной четыре дня.
 
Педколлектив школы №3 и в 50-градусные морозы на работе. (Фото автора).Но вернемся вновь на застывшие в звенящем белом безмолвии берега Муи. Здесь, невзирая на лютые морозы, по-прежнему в четком и бесперебойном режиме работают все подразделения Северобайкальского отделения ВСЖД, в частности станция Таксимо.
У покрытых седым куржаком цистерн длиннейшего состава с нефтеналивом, остановившегося на одном из станционных путей, мы встретились с заместителем начальника станции по грузовой работе Аленой Серебряковой. К слову, она прошла все ступени карьерной лестницы: была станционной рабочей, приемосдатчиком, приемщиком поездов, дежурным по станции, инженером-технологом…
- Январский план таков: в сутки мы должны грузить 9,5 вагона, - говорит Алена Викторовна. - Мы же грузим 28,3 – идем с опережением за счет большой погрузки строительных грузов, в частности щебня для ПМС-303 и ПЧ-26. Коллектив у нас небольшой – 54 человека, но дружный и работящий. Сложились и свои трудовые династии: Синяковых, Усенковых, Говоровых и Казанцевых. Мы готовы к дальнейшему росту объемов грузоперевозок по БАМу в рамках программы освоения богатейших месторождений района, будущего строительства близ Таксимо цементного завода и Мокской ГЭС на Витиме…

Да, действительно, весьма перспективный Муйский район и его центр Таксимо (этот эвенкийский топоним переводится как «деревянная чаша») сегодня являются объектами пристального внимания региональной и федеральной власти, а также различных и весьма солидных бизнес-структур.
Помимо того, что район является безусловным лидером в Бурятии по добыче золота (на его долю приходится более 45% от общего объема золотодобычи по республике), здесь разведано свыше полусотни самых разных месторождений. Заветного часа «распечатки» давно ждут несметные сокровища недр в виде нефрита, олова, цементного сырья, хризотил-асбеста, стройматериалов и минеральных удобрений. Так что древних таежных кочевников-оленеводов сегодня можно чуть поправить: Таксимо – это не чаша и не цистерна даже, а какая-то огромная мега-емкость, которой еще не придумано название.

Разумеется, для масштабного освоения здешних знаменитых месторождений нужны значительные капиталовложения, а мощный рост экономики района и будущего города невозможен без «вливания» огромных инвестиций.
Первые «подвижки» в этом направлении таксимовцы уже ощутили: весной минувшего года в район передислоцировалась крупная организация – ООО «Золотой Восток - Сибирь». По словам главного инженера этой фирмы Сергея Орлова, уже построена 85-километровая дорога, ведущая к золотоносному участку на реке Каралон. Там получены первые десятки килограммов драгметалла.
 
Замначальника станции А.Серебрякова проверяет готовность к отправлению очередного эшелона с нефтью на восток. (Фото автора).Для «востоковцев» Муйский район также привлекателен минерально-сырьевой базой для производства стройматериалов. Сегодня на республиканском уровне решаются вопросы предоставления права на освоение Аиктинского месторождения известняка (запасы – свыше 170 млн. тонн) и Балаиктинского месторождения алевролитов (более 60 млн. тонн). Проведенные технологические исследования показали: качество этих материалов позволит получать цемент марки «400» и выше. Также представляют интерес месторождения глин – с перспективой строительства кирпичного завода и производства керамического кирпича.
Заметим, что производство на месте цемента высокой марки положительно скажется на «раскачке» проекта строительства Мокской ГЭС и, в частности, на некоторое его удешевление. Ведь бетона в тело будущей плотины на Многообещающей косе (сокращенно – МОК, откуда и пошло название будущей ГЭС) и вспомогательного контррегулятора (своего рода «подплотины»), который намечено возвести ниже по течению Витима, потребуется огромное количество.
Как видим, у жителей поселка Таксимо, который на излете советских времен хотели переименовать в город Корчагин, большое и светлое будущее. А у журналистской братии России и, в частности, у моих коллег из редакции газеты «Муйская новь» и Таксимовского телевидения, впереди много работы по освещению грядущих перемен на севере Бурятии.
Сергей Ринчинов
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31