20 октября 2020 08:57

20 октября 2020 08:57

Вагоны будут по осени считать

На совещании были подведены итоги полугодового внедрения пилотного проекта повышения качества восстановления подвижного состава в вагоноремонтных депо ВСЖД. Руководителям вагонных комплексов дорог было на что посмотреть и кого послушать в стенах одного из лучших ремонтных ВЧД нашей магистрали.
Выражение «иначе нас раздавят» не раз и не два, в разных вариациях, звучало в кулуарах этого широкомасштабного мероприятия.
На базе ВЧДР Иркутск-Сортировочный состоялось совещание руководителей вагонного комплекса отрасли.

На совещании были подведены итоги полугодового внедрения пилотного проекта повышения качества восстановления подвижного состава в вагоноремонтных депо ВСЖД. Руководителям вагонных комплексов дорог было на что посмотреть и кого послушать в стенах одного из лучших ремонтных ВЧД нашей магистрали.

Фото Ивана Гурова.Выражение «иначе нас раздавят» не раз и не два, в разных вариациях, звучало в кулуарах этого широкомасштабного мероприятия. Это означало, что при росте восстановления подвижного состава в целом по компании оставлять на прежнем уровне систему контроля качества невозможно. Она безнадежно устарела. Направленная на выполнение плана, а не на повышение качества ремонта, при отсутствии фактора мотивации мастеров и бригадиров, система стала тормозом в развитии перевозочного процесса.


С одной стороны, собственники вагонных парков все настойчивее ставят вопрос ребром о денежной ответственности ремонтников вагонов за скверно выполненную работу. С другой — возникает конкурентная среда, как на Свердловской железной дороге, в вагоноремонтном комплексе. Над всем этим довлеет главная заповедь железнодорожников - обеспечение безопасности движения поездов. По всему выходит, что лежать, образно говоря, как Илюшка Обломов на диване и рассуждать о том, как все само собой устроится, у вагоноремонтников времени нет. Нужны энергичные и продуманные действия.

В этом важнейшем деле никак не ограничишься повышением статуса института приемщиков вагонов, своеобразного ОТК, сохраненного почти в неприкосновенности еще с советских времен. Рынок ставит на повестку дня вопрос тотального обучения всех специалистов, а это и слесари подвижного состава, и бригадиры, и мастера, и приемщики вагонов, и руководители депо, как новым технологиям, так и новому мышлению. Ответственность за качественный выпуск продукции на колесах должны нести все, снизу доверху. Это и было одним из главных выводов совещания.
Анализ отказа технических средств по вагонному комплексу компании показывает, что основными причинами брака были и остаются неисправности буксового узла и автотормозного оборудования. Причем отказы носят ярко выраженный технологический характер, а это прямо говорит об отсутствии эффективной системы контроля за качеством и низкой ответственности непосредственных исполнителей при сдаче и выпуске продукции из ремонта.

На совещании бразды правления, как и полагается принимающей стороне, взяли в свои руки представители дорожной службы вагонного хозяйства и Восточно-Сибирской дирекции по ремонту грузовых вагонов. Именно на их плечи была возложена тяжесть проведения эксперимента по обеспечению качества восстановления подвижного состава. По планам руководства компании и департамента вагонного хозяйства, этот пилотный проект должен «обкататься» на Восточно-Сибирской, получить свое развитие и дополнение, а потом уже тиражироваться на всех железных дорогах России. А значимость и масштабность мероприятия подкрепили своими лаконичными выступлениями начальник ВСЖД Алексей Воротилкин и начальник департамента вагонного хозяйства ОАО «РЖД» Николай Бочкарев.

Почему в качестве экспериментальной площадки выбор пал на Восточно-Сибирскую? Во-первых, вагонные предприятия на дороге отнюдь не последние на сети. По коэффициенту качества, главному показателю выхода из деповских ворот надежной продукции на колесах (в 2006 году 0,0322 на магистрали и 0,0326 на сети), Восточно-Сибирская твердо удерживала рейтинговое пятое место в компании. Во-вторых, здесь, в частности в ВЧДР Иркутск-Сортировочный, периодически проводятся школы и конкурсы сетевого уровня. Например, весной 2006 года депо принимало участников сетевой школы «Передовые методы выявления трещин колес грузовых вагонов в эксплуатации», а через год здесь прошел конкурс по феррозондовому контролю среди лучших в компании дефектоскопистов.
- С чего мы начинали полгода назад при переходе на рельсы пилотного проекта? - задавался вопросом начальник дорожной службы вагонного хозяйства Ренат Ибятов. - Естественно, с подбора квалифицированных кадров. Укомплектованность штата приемщиков вагонов, своеобразного ОТК, составляла 32 человека, из которых 16 имели высшее техническое образование, остальные - среднетехническое. При этом количество малоопытных приемщиков, со стажем работы до пяти лет, достигало 17 человек.

Здесь был разработан единый регламент взаимодействия и разграничения ответственности между приемщиками службы вагонного хозяйства и начальниками вагоноремонтных и эксплуатационных депо. В рамках регламента было предусмотрено проведение выборочного контроля качества приемки вагонов в объеме не менее четверти от общего количества отремонтированного подвижного состава. А для более тотального контроля за качеством восстановления подвижного состава с первого августа 2007 года, совместно с дорожным вычислительным центром, была разработана и внедрена программа по выпуску вагонов из деповского и капитального ремонта.
Даже эти жесткие меры не насторожили начальников вагоноремонтных депо, которые порой продолжали «подмахивать» бумаги о выпуске из ремонта вагонов, не проверив их. Всего приемщиками вагонов за период проведения пилотного проекта заблокировано 574 вагона из 16379, выпущенных на рельсы главного хода.
Кстати, на Восточно-Сибирской в ходе эксперимента, в процессе проведения технического аудита, замечания по качеству стали вносить в разработанную систему АРМ «Инспектор». Отныне эта система стала работать на улучшение технологии и повышение ответственности ремонтников за конечный результат. При этом устранение замечаний находится под неусыпным контролем и приемщиков вагонов, и дорожных инспекторов службы вагонного хозяйства. Именно этой новинкой заинтересовались все без исключения участники совещания, загоревшиеся идеей внедрить ее на своих дорогах.

Чего опасались на ВСЖД при проведении полугодового эксперимента? Конечно, падения среднедорожного коэффициента качества. Удержать его на уровне среднесетевого удалось, но и кардинального улучшения восстановления подвижного состава не достигнуто. Впрочем, это обстоятельство не смутило вагонников отрасли, - участников совещания. Как говорится, лиха беда начало.
Потому участники встречи не стали торопиться ставить точку на восточно-сибирском эксперименте. Для накопления опыта его действие решено продлить до начала апреля 2008 года. Только тогда, полагают они, возможно тиражирование опыта на сети дорог компании. А осенью текущего года вагонники отрасли намерены провести региональное совещание в ОАО «РЖД» по рассмотрению результатов внедрения новой системы контроля качества ремонта и выпуска грузовых вагонов.
Участники совещания в Иркутске также намерены создать на железных дорогах отделы качества ремонта грузовых вагонов, в которые войдут специалисты служб вагонного хозяйства и дирекций по ремонту грузовых вагонов.

Александр Филиппов
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31