26 октября 2020 09:59

26 октября 2020 09:59

Тепло и свет для Прибайкалья

Ежесуточно со станций нашей дороги отправляется потребителям порядка 216 тысяч тонн различных грузов. Преобладают прежде всего нефть и нефтепродукты, лес и лесоматериалы, железная руда. Но около 30 процентов в отопительный период года приходится на перевозку угля.
- Так сложилось, что пик угледобычи и, соответственно, перевозки этой номенклатуры груза в нашем регионе носят ярко выраженный сезонный характер, - говорит заместитель начальника службы перевозок по грузовой работе Марат Гатин.
Восточно-Сибирская магистраль совершенствует взаимодействие со смежниками.

Ежесуточно со станций нашей дороги отправляется потребителям порядка 216 тысяч тонн различных грузов. Преобладают прежде всего нефть и нефтепродукты, лес и лесоматериалы, железная руда. Но около 30 процентов в отопительный период года приходится на перевозку угля.

Фото Ивана Гурова.- Так сложилось, что пик угледобычи и, соответственно, перевозки этой номенклатуры груза в нашем регионе носят ярко выраженный сезонный характер, - говорит заместитель начальника службы перевозок по грузовой работе Марат Гатин. - Логика действий заказчиков проста: уголь в больших количествах им становится необходим тогда, когда на улице устанавливаются минусовые температуры.


Дело доходит до того, что иной раз горнякам приходится идти на крайние меры - приостанавливать работу своих подразделений. Так, целых три месяца (май-июль) нынешнего года был вынужден простаивать Азейский угольный разрез.

К слову, партнерские отношения между угольщиками и железнодорожниками Восточной Сибири имеют более чем вековую историю. По большому счету, именно после постройки Транссиба начал интенсивно развиваться первенец угольной промышленности Прибайкалья Черембасс. В послевоенные годы, опять же благодаря близости Восточно-Сибирской магистрали, интенсивно стали осваиваться месторождения угля около Тулуна. Сравнительно недавно на юге Республики Бурятия, вблизи станции Челутай, открытым способом начата добыча высококачественного угля на Тугнуйском разрезе.

В 50-70-е годы прошлого века на карте Иркутской области и Бурятии появились крупные теплоэлектростанции, работающие на угле. После этого смежниками железнодорожников в транспортировке твердого топлива неизбежно стали региональные энергетики.
- По вполне объективным причинам ОАО «Иркутскэнерго» является ключевым партнером как для нас, железнодорожников, так и для угольщиков, - резонно подмечает заместитель начальника отдела организации и контроля за реализацией перевозок ДЦФТО ВСЖД Галина Семирикова. - Поскольку именно энергетики заказывают у ОАО «СУЭК» большую часть добываемого в регионе твердого топлива, а уже задача дороги - перевезти его в заявленном объеме и в установленные сроки.

Естественно, что определенная часть добываемого в регионе угля идет не только для нужд энергетиков, но и отправляется на предприятия ЖКХ и местной промышленности, идет на экспорт (в частности тугнуйский). В общем и целом за одиннадцать месяцев 2007 года на ВСЖД отгружено свыше 15 млн. тонн угля. Показатель сам по себе высокий, и, тем не менее, задание по отправлению твердого топлива за этот период оказалось невыполненным: потребителям недопоставлена 591 тысяча тонн.
- Если объективно проанализировать создавшуюся ситуацию, - рассуждает Семирикова, - то выяснится следующее. Большая часть недогруза угля произошла по вине самих грузоотправителей: дорогой получен письменный отказ сразу от 3176 вагонов, а отсутствие у наших партнеров в нужный момент собственного подвижного состава привело к недопогрузке 1890 вагонов. На экспортных поставках отрицательно сказался конвенционный запрет на перевозку угля через Находку.
- Необходимо учитывать, что в зимний период увеличивают погрузку угля и другие дороги, в частности соседние - Западно-Сибирская и Красноярская, - замечает Марат Гатин. - Наша дорога вынуждена для выполнения регулировочного задания сдавать порожние полувагоны на Красноярскую магистраль. В то же время среднесуточное поступление порожних вагонов с Забайкальской дороги из-за переориентации погрузки угля Западно-Сибирской дороги с портов Дальнего Востока на порты европейской части страны было недостаточным.

По словам заместителя начальника службы перевозок по грузовой работе, все поданные заявки на перевозку угля от ОАО «СУЭК» наша магистраль согласовывает в полном объеме, учитывая важность обеспечения потребителей твердым топливом в зимний период. Поэтому плановые заявки наших партнеров - угольщиков были выше утвержденного технического плана для ВСЖД.

Необходимо учитывать, что восточно-сибирские железнодорожники испытывают дефицит полувагонов парка ОАО «РЖД». Как отметила инженер отдела грузовой работы службы перевозок Ольга Головина, наша дорога вправе рассчитывать на то, что повышенные объемы погрузки угля будут выполняться не только за счет инвентарного парка, но и при помощи имеющегося у наших партнеров парка собственных и арендованных полувагонов. Однако, по ее мнению, этот резерв используется угольщиками не всегда эффективно.

Немалой проблемой остаются непроизводительные потери в обороте вагонов, задействованных на перевозке угля, и в частности задержки в выполнении технологии погрузки и выгрузки.
Еще в октябре текущего года на трехстороннем совещании с участием представителей СУЭК и Иркутскэнерго железнодорожники обратили их внимание на завышенные простои вагонов под грузовыми операциями на всех ТЭЦ и подъездных путях станций погрузки, что неизбежно приводит к увеличению парка, необходимого для обеспечения погрузки угля. Резервов повышения эффективности использования полувагонов у наших партнеров немало. Так, по мнению заместителя начальника службы коммерческой работы в сфере грузовых перевозок Андрея Васильева, больше внимания необходимо уделять мероприятиям по предотвращению смерзаемости угля.

Партнерам дороги должно быть ясно, что, обеспечивая в таких условиях перевозку угля полувагонами, ВСЖД в какой-то мере вольно или невольно ущемляет интересы других грузоотправителей, которые тоже не менее интенсивно используют этот самый востребованный вид подвижного состава.
- Не секрет, что перевозка угля к высокодоходным и даже среднедоходным грузам не относится, - подчеркивает Галина Семирикова. - Нам, железнодорожникам, гораздо выгодней было бы в тот же полувагон грузить контейнеры или, допустим, металлолом. Однако мы в полной мере осознаем стратегическую, если хотите, социально-ответственную значимость перевозок угля для всего Прибайкалья...
Поэтому постепенный переход к равномерному заказу угля (в первую очередь со стороны энергетиков), с исключением «авралов» в отопительный период, это не просто благое пожелание, а требование времени, когда «правила игры» неизбежно диктует рынок.

Борис Ступин
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31