24 октября 2020 18:27

24 октября 2020 18:27

Реабилитация экономит миллионы

Как бы успешно ни развивалась любая отрасль, в ней есть предел для роста. И это не всегда связано с технологическими процессами. Возможности человеческого организма не беспредельны. Стрессы, профессиональные недомогания, физическая усталость - такой же порог торможения, как и сопромат для механики.
Наряду с этими факторами есть и немало «сопутствующих», повышающих роль профессиональных резервов. Среди них - отток кадров по мотивированным причинам и по возрастному пределу. В 2007 году за десять месяцев с ВСЖД уволились 145 машинистов и 314 помощников.
В стабильной работе производства немалая роль отводится человеческому фактору.

Как бы успешно ни развивалась любая отрасль, в ней есть предел для роста. И это не всегда связано с технологическими процессами. Возможности человеческого организма не беспредельны. Стрессы, профессиональные недомогания, физическая усталость - такой же порог торможения, как и сопромат для механики.

Фото Ивана Гурова.Наряду с этими факторами есть и немало «сопутствующих», повышающих роль профессиональных резервов. Среди них - отток кадров по мотивированным причинам и по возрастному пределу. В 2007 году за десять месяцев с ВСЖД уволились 145 машинистов и 314 помощников. 67 членов локомотивных бригад ушли на пенсию. С 2008 по 2010 ожидается выход на пенсию еще 425 человек. При общей численности членов локомотивных бригад на дороге в 5 944 человека это существенные потери. Тем более что машинисты и их помощники - профессии «штучные», и подготовить в одночасье полноценную им замену попросту нереально. Выход?
- Он может быть только один, - считает заместитель начальника службы локомотивного хозяйства по эксплуатации Игорь Дроздов. - Необходимо не только создавать соответствующие условия для работы локомотивных бригад, но и повсеместно использовать резервы оздоровительной реабилитации, повышающей планку профессионального долголетия.


Это поняли на дороге еще четыре года назад, когда при локомотивных депо начали создаваться кабинеты психофизиологической разгрузки и мобилизации локомотивных бригад. Наряду с восстановительными центрами и санаториями-профилакториями они значительно улучшили оздоровительные показатели в локомотивной службе и стали одним из сильных источников сохранения кадрового резерва.

- За одиннадцать месяцев текущего года количество посетивших эти кабинеты возросло по сравнению с 2006 годом на 9 тысяч 112 человек, - констатирует Игорь Дроздов. - На 5 тысяч 626 человек стало больше обратившихся по личной инициативе. Такая же динамика и по другим центрам реабилитации, в том числе и по линии санаториев-профилакториев ВСЖД. Таким образом, оздоровлено за одиннадцать месяцев более 74 процентов всего состава локомотивных бригад, в том числе и от общего числа, направленных в отпуск.
Много это или мало? Можно ли это перевести в категорию экономической плоскости?
- Расчет несложный, - поясняет исполняющая обязанности начальника центра психофизиологического обслуживания на ВСЖД Татьяна Кунаева. - Если средняя дневная зарплата работника локомотивной бригады равняется 1 300 рублям, то при умножении на количество предупрежденных отстранений, слагаемых из десяти дней обычного пребывания на больничном по показаниям ПРМО (предрейсовых медицинских осмотров), мы получаем экономию в 23 миллиона 543 тысячи рублей. Вот и считайте...

- На дороге создана единая система медицинского и психологического обеспечения безопасности движения поездов, - комментирует начальник региональной дирекции медицинского обеспечения на ВСЖД Елена Семенищева. - Это позволяет осуществлять более тесное взаимодействие психологов, физиологов, цеховых терапевтов, специалистов врачебно-экспертных комиссий, фельдшеров пунктов ПРМО и врачей реабилитационных отделений. Причем важная роль отводится именно вопросам психофизиологической реабилитации, которая включает целый комплекс целенаправленных воздействий на процессы восстановления функционального состояния организма человека. На дороге действуют 9 психофизиологических лабораторий в двенадцати депо, в том числе и в трех оборотных. Результаты положительные - за последние три года меньше стало заболеваний у железнодорожников, состоящих на диспансерном учете, значительно увеличился интерес к процедурам первого этапа реабилитации - посещению кабинетов психофизиологической разгрузки и мобилизации.

По словам Игоря Дроздова, с введением реабилитации у членов локомотивных бригад наблюдается снижение заболеваемости от 5 до 10 процентов. Снизилось на 152 человека количество отправленных для восстановления функционального состояния после прохождения предрейсовых медицинских осмотров. В среднем количество предупрежденных отстранений составляет сегодня во всех депо свыше 94 процентов. А это значительный резерв для кадрового потенциала. Тем не менее не везде этот резерв задействован в полной мере.
- К сожалению, не во всех депо понимают реабилитационную работу с локомотивными бригадами как настоятельную необходимость, - признает Игорь Дроздов. - Такую недальновидность проявляют в локомотивных депо Тайшет, Вихоревка и Северобайкальск. Именно отсюда больше всего людей отправляется на больничные и на восстановление функционального состояния. Отсутствуют кабинеты функциональной реабилитации (КФР) в ТЧ-2, ТЧ-6 и ТЧ-7. В ТЧ-9 прием оборотных локомотивных бригад в этих кабинетах ведется два раза в неделю по два часа. Общее количество посетивших КФР уменьшилось в 2007 году на 1102 человека. Отмечается отрицательная динамика посещений в ТЧ-1, ТЧ-9 и ТЧ-14... Не знаю, может, я скажу какую-нибудь юридическую крамолу, но мое мнение таково: люди, уклоняющиеся от реабилитационных процедур, должны давать расписку об отказе от дальнейшего пребывания на больничных. Как и те, кто пренебрегает услугами восстановительных центров и санаториев-профилакториев.

По словам Елены Семенищевой, работа по повышению роли реабилитации будет продолжена. На этом делался особый упор на состоявшемся 5-7 декабря в Москве медицинском совете начальников РДМО ОАО «РЖД». Следовательно, и понимать это надо как программу действий.
- В 2008 году предусмотрено и серьезное инвестирование программы оснащения современным медицинским обрудованием нашей дорожной больницы, - подчеркивает главный врач ВСЖД. - По линии департамента здравоохранения ОАО «РЖД» мы получим рентгеноустановки, электрокардиографы, ультразвуковые сонары и многое другое. Все это, несомненно, усилит нашу работу и даст результаты.

Владимир Палагутин
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31