21 октября 2020 19:00

21 октября 2020 19:00

Байкал и много солнца

Поезд плавно сбавлял скорость. Мелькнули рыбачья стоянка, несколько станционных строений. Наконец показался старинный береговой маяк, будто стоящий на вечном карауле у Байкала.
Не успела проводник распахнуть дверь, как уже возникли несколько дам с лицами, словно отлитыми из бронзы. В пакетах у каждой – банки с вареной картошкой, черемшой, брусникой и, конечно же, золотистый омуль горячего и холодного копчения. Полный ассортимент того, что поставляет на стол здешняя природа и огороды.

Маяк и вокзал - немые свидетели истории.Поезд плавно сбавлял скорость. Мелькнули рыбачья стоянка, несколько станционных строений. Наконец показался старинный береговой маяк, будто стоящий на вечном карауле у Байкала.

 

Не успела проводник распахнуть дверь, как уже возникли несколько дам с лицами, словно отлитыми из бронзы. В пакетах у каждой – банки с вареной картошкой, черемшой, брусникой и, конечно же, золотистый омуль горячего и холодного копчения. Полный ассортимент того, что поставляет на стол здешняя природа и огороды.

– Эй, бизнесмены! Дорогу пассажирам! – осадила краснолицых аборигенок проводница.

Такие лица и потом встречались на улицах городка Бабушкина. Солнца здесь как в Сочи - всегда много.

В Кабанском районе Бурятии этот городок на виду. Интеллигентный, застроенный не только одноэтажками, но и домами повыше. Есть где учиться, работать, отдыхать…

 

Многие улицы приводят к вывескам предприятий. В большинстве – железнодорожным. Одно из них, на окраине станции Мысовая, – единственный на ВСЖД рельсосварочный поезд, куда за опытом приезжают со всей России.

Руководит предприятием почетный железнодорожник Александр Буцких. Здесь не так давно проходило сетевое совещание. На предприятии работает очень много молодежи, но опора - на опыт и надежность. Например, старшего мастера сварочного цеха Александра Донцова одинаково уважают и на предприятии, и за его пределами. Ведь Александр Тихонович ровно двенадцать лет возглавлял городскую власть. Да и сейчас играет заметную роль. На днях он участвовал в заседании, посвященном выбору места под строительство нового здания муниципального детского сада, и под влиянием перестроечных воспоминаний вдруг заключил, что, возможно, придется проводить референдум. Ибо у жителей и администрации нет единого мнения.

 

Александр Донцов еще застал людей, которые видели, как по бывшему Московскому тракту караваны верблюдов, навьюченных тюками с товарами, шли в Бабушкин из Монголии. Помнит он остатки знаменитой пристани, к которой причаливали ледоколы «Байкал» и «Ангара». Во времена, когда между станциями Байкал и Танхой еще не были уложены железнодорожные пути и была создана временная паромная переправа, накануне 1901 года у «Байкала» сломался гребной механизм, и он вынужден был встать для ремонта в док на Мысовой. Судьба «Байкала» оказалась печальной. В годы гражданской войны его расстреляли артиллеристы чехословацкого корпуса, поднявшего вооруженный мятеж против большевиков. Во время обстрела на ледоколе вспыхнул пожар, длившийся несколько дней. После чего он затонул. В 1929 году корпус судна подняли со дна озера и разрезали на металлолом.

Под впечатлением этой истории я пошел посмотреть на то место, где, по рассказам старожилов, была пристань. Однако следов не нашел. Хорошо что сохранился недействующий маяк, свидетель тех событий...

 

О героическом прошлом станции подробная экспозиция в городском музее. Музей небольшой, но содержится хорошо. Регулярно пополняется уникальными экспонатами. Недавно его коллекцию оружия пополнили наполовину изъеденные коррозией револьверы и железный меч. Показывая экспонаты, сотрудники Клавдия Яковлева и Людмила Ромохова вспоминают добрым словом заслуженного работника культуры Бурятской АССР Александру Михайловну Шеину. Именно благодаря этой женщине теперь можно узнать многое о богатом и бурном прошлом станции Мысовая и города Мысовска, переименованного впоследствии в Бабушкин. В музее есть экспозиция, посвященная почетным железнодорожникам, которых в Мысовой более двадцати. Можно на основе документальных фактов воскресить события первой русской революции 1905 года. В частности рассказывающие о трагическом эпизоде, произошедшем на станции, когда здесь были расстреляны шесть человек по подозрению в перевозке для рабочих Черемхова и Иркутска большой партии оружия из Читы. Среди казненных был соратник Ленина Иван Бабушкин.

 

О том событии напоминают два памятника. Один установлен на месте расстрела между железнодорожными путями. Другой воздвигнут на кладбище. Еще есть бюст Бабушкина около вокзала и стела на городской площади...

Готовая продукция.Интересно, что в этих местах целый год жил и работал другой видный член РСДРП Леонид Красин, впоследствии известный дипломат и нарком путей сообщения России. В 1896 году он работал начальником дистанции пути Мысовая – Мишиха. Забрасывала сюда судьба и известного полководца Константина Рокоссовского. Он восстанавливал в здешнем госпитале здоровье после ранения в бою с отрядами барона Унгерна.

 

Долгое время памятники и музей были местами паломничества. Теперь интерес к прошлому падает. Людей больше интересуют заботы о хлебе насущном. На территории города худо-бедно, но работу найти можно. Действуют частные и муниципальные предприятия. Одно из них изготавливает шпон для отделки полов и стен в каютах кораблей и в железнодорожных вагонах. Работают на нем местные жители и китайцы. Лес, конечно, на шпон используется российский. Когда-то здесь размещался филиал Улан-Удэнского приборостроительного завода. После перестройки филиал прикрыли.

Из предприятий работают МУП «Жилкомхоз», лесхоз, психоневрологический диспансер, служба социального обеспечения. Правда, их «кадровые» возможности не сравнить с предприятиями ВСЖД, которые играют доминирующую роль в экономике городского поселения.

 

Базирующиеся здесь рельсосварочный поезд, ПЧ, ШЧ, ЭЧ, НГЧ, МСП-12, подразделение ПМС-224 и ВОХР жители в поисках работы навещают в первую очередь. А в эти дни пик популярности пришелся на создаваемую ПМС-339, куда подтягиваются жители и окрестных деревень.

Светлана Каткова, глава городского поселения Бабушкинское численностью в 5500 человек, с удовольствием поддерживает контакт с предприятиями ВСЖД.

– С железной дорогой мы сотрудничаем по вопросам благоустройства поселков, – рассказывает она. – В минувшем году совместными усилиями отремонтировали дороги, начали освещение нескольких улиц. Нынче планируем довести дело до конца.

В планах администрации – открытие завода по розливу байкальской воды.

 

О жилье говорить не приходится. На его строительство отваживаются немногие: для того, чтобы приобрести участок земли, надо выложить триста тысяч рублей. Проблема. А город еще помнит строительный бум двадцатилетней давности. Именно тогда появился так называемый бамовский поселок. Не забывали и социальную сферу. В то время была построена железнодорожная больница. 'ВечнозеленыйУ железнодорожников есть свой клуб, у их детей – детский сад «Росинка». За городом есть Святой ключ. Как утверждают местные жители, вода в нем обладает целительной силой. В борьбе за чистоту души и нравов должен помочь новый православный храм. Денег на строительство пока маловато. Но они будут собраны, уверены горожане.

Александр Иванов. Фото автора.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31