25 октября 2020 05:50

25 октября 2020 05:50

Вячеслав Наговицын: "Стратегия РЖД принесет Бурятии свои бонусы..."

Программа подготовлена с учетом планов по освоению сырьевых ресурсов и нового этапа индустриализации республики.
Сегодня своим мнением о Стратегии развития железнодорожного транспорта до 2030 года делится с читателями «Восточно-Сибирского пути» президент — председатель правительства Республики Бурятия Вячеслав Владимирович Наговицын.
— Вячеслав Владимирович, какова ваша оценка Стратегии развития железнодорожного транспорта РФ? Каковы, на ваш взгляд, основные достоинства и недостатки документа?
Программа подготовлена с учетом планов по освоению сырьевых ресурсов и нового этапа индустриализации республики.

Сегодня своим мнением о Стратегии развития железнодорожного транспорта до 2030 года делится с читателями «Восточно-Сибирского пути» президент — председатель правительства Республики Бурятия Вячеслав Владимирович Наговицын.

Фото Ивана Гурова.— Вячеслав Владимирович, какова ваша оценка Стратегии развития железнодорожного транспорта РФ? Каковы, на ваш взгляд, основные достоинства и недостатки документа?

- Необходимость определения приоритетов в развитии железнодорожного транспорта объективно назрела. Сегодня российские железные дороги осуществляют более двух третей грузооборота и половину перевозок пассажиров. Более того, спрос на транспортные услуги постоянно растет. В связи с планами крупных российских компаний по освоению новых месторождений потребность в железнодорожном транспорте может увеличиться в разы. А если добавить к этому изношенность путей и подвижного состава, то становится понятно, насколько своевременной и значимой стала разработанная стратегия.

Стратегия - это первый документ, подготовленный на такой долгий срок, предусматривающий серьезные инвестиции в развитие транспортной инфраструктуры России и четко определяющий приоритеты РЖД. Реализация стратегии позволит вывести железнодорожную отрасль на новый уровень развития: обновить подвижной состав, реконструировать имеющиеся пути, построить новые магистрали. Выполнение намеченных планов серьезно скажется и на росте экономики России в целом.
Кроме того, стратегия призвана стать ориентиром для создания и корректировки других важных отраслевых и региональных программ развития. Хочу отметить, что программа социально-экономического развития Республики Бурятия до 2017 года по основным позициям совпадает с российскими планами. Радует, что в стратегии основное внимание уделено развитию транспортной инфраструктуры Восточной Сибири и Дальнего Востока. Более того, с уверенностью могу сказать, что стратегия РЖД принесет Бурятии экономические бонусы.

Положительным моментом стратегии является то, что она подготовлена с учетом планов по освоению сырьевых ресурсов, развитию портов и нового этапа индустриализации страны. Впервые четко определены категории железнодорожных линий и источники финансирования их строительства. Так, на стратегические магистрали, предназначенные для укрепления транспортной целостности России, будут выделяться средства из федерального бюджета. Социально-значимые линии предполагается строить за счет федерального и регионального бюджетов. А к финансированию так называемых капиллярных дорог, открывающих доступ к перспективным месторождениям и, соответственно, интересных для бизнеса, планируется подключать коммерческие компании и средства федерального инвестиционного фонда.

- Как должна измениться транспортная инфраструктура региона к 2030 году?
 

- Благодаря реализации стратегии «второе дыхание» получит БАМ. В связи с планами по освоению природных ресурсов Восточной Сибири объем грузопотока на Байкало-Амурской магистрали будет возрастать, поэтому необходимо ее расширение. В рамках стратегии на Восточно-Сибирской железной дороге будет реализована программа развития инфраструктуры БАМа. В период с 2008 по 2015 год объем финансирования программы составит порядка 37 млрд. руб. На эти средства запланировано строительство новых разъездов, вторых путей, в том числе на бурятских участках магистрали, реконструкция тоннелей.
Мы рассчитываем, что благодаря программе начнет развиваться и экономика, и социальная сфера северных территорий Республики Бурятия. Сегодня эти районы республики являются депрессивными.

Серьезные перспективы роста для Бурятии открывает реализация проекта «Комплексное развитие Забайкалья». Проект предполагает создание на основе государственно-частного партнерства правительства Бурятии, корпорации «Металлы Восточной Сибири» нового диверсифицированного промышленного района на Востоке России. Предполагается освоение свинцово-цинковых месторождений и Хиагдинского месторождения урана. В районе Таксимо на севере Бурятии предполагается строительство цементного завода. Работу всех этих объектов будет обеспечивать Мокский гидроэлектроузел мощностью 1300 МВт, который также планируется построить на севере республики. В рамках «Комплексного развития Забайкалья» будут построены: железная дорога протяженностью 201 км, автомобильные дороги общей длиной 506 км и 658 км линий электропередачи. В октябре Инвестиционная комиссия одобрила предоставление государственного финансирования из средств Инвестиционного фонда РФ инвестиционному проекту «Комплексное развитие Забайкалья».

- Какие дополнения должны быть сделаны в стратегию?

- У Республики Бурятия есть ряд предложений. Первое. На мой взгляд, необходимо пересмотреть роль пограничного поста в Наушках. В настоящее время основные нефтяные грузы идут в Китай через Забайкальск. В то же время недавно реконструированный пункт в Наушках задействован не полностью. Хотя дорога Наушки – Монголия – Китай более короткий, более выгодный путь для транзита грузов, и основные пассажирские составы идут именно по этому пути. Для развития этой железнодорожной линии необходима электрификация участка Заудинский – Наушки.

Более того, роль пограничного перехода в Наушках будет расти в связи с возрастающим интересом к освоению природных ресурсов в Монголии, а также с увеличением объемов производства в Китае. Кстати, Китай проявляет большой интерес к месторождениям Монголии и уже готов построить железную дорогу почти в 500 километров.
Перспективы развития ветки Улан-Удэ – Наушки могут быть связаны с освоением месторождения Улаан-Овоо в Монголии. Месторождение располагается на границе с Бурятией и имеет запасы 142 млн. тонн каменного угля. Представители министерства промышленности и торговли Монголии заявили о заинтересованности в привлечении российских инвестиций в его освоение.

Второе предложение связано с включением Улан-Удэ в перечень тех городов, где будут созданы транспортно-логистические комплексы. Именно в Улан-Удэ расходятся две приграничные железнодорожные ветки — на Наушки и на Забайкальск. А согласно стратегии развития железных дорог грузооборот на этих магистралях значительно вырастет. Дополнительные грузо- и пассажироперевозки в Россию, в том числе через Республику Бурятия, пойдут после открытия железнодорожного сообщения между Южной Кореей и КНДР. О чем Южная Корея и КНДР договорились совсем недавно. Улан-Удэ стоит на перекрестке нескольких федеральных трасс, в том числе на трассе Москва-Владивосток. А через пограничный переход в Кяхте дорога из Улан-Удэ соединяется с автомобильной «дорогой тысячелетия» в Монголии.

В Бурятии создается особая туристическая зона, и мы ожидаем увеличения потока туристов. Силами австрийских инвесторов будет модернизирован международный аэропорт. Программой социально-экономического развития республики до 2017 года запланировано серьезное увеличение лесозаготовки, что, в свою очередь, повлечет увеличение объемов перевозки грузов. В связи с этим нам кажется логичным создать в Улан-Удэ комплекс, который бы занимался перераспределением авиа-, автотранспортных и железнодорожных грузов.
Третье предложение касается возможности использования мощностей локомотивовагоноремонтного завода, который находится в городе Улан-Удэ, для ремонта подвижного состава в рамках стратегии развития железных дорог. Кроме того, мы предлагаем рассмотреть возможность создания на этом заводе мощностей по производству отдельных частей для пассажирских вагонов и локомотивов.

- Вы готовы участвовать в финансировании определенных инфраструктурных проектов в регионе? Будут ли учтены в проектах бюджетов те или иные проекты стратегии?

- Да, мы готовы принять участие в софинансировании проектов, направленных на рост экономики республики. Одним из таких проектов является «Комплексное развитие Забайкалья». Это финансирование будет производиться на основе государственно-частного партнерства. Средства на реализацию проекта уже предусмотрены в трехлетнем республиканском бюджете.
Мы готовы поддержать и другие проекты, которые позволят привлечь на территорию Бурятии существенные инвестиции, создать новые рабочие места, улучшить жизнь жителей республики.



Досье

Наговицын Вячеслав Владимирович родился 2 марта 1956 года в г. Глазове Удмуртской АССР. Выпускник Томского политехнического института, Академии народного хозяйства при правительстве РФ. С марта 1998 года – заместитель главы администрации Томской области. С декабря 1999 года – первый заместитель губернатора области, одновременно возглавил правительство Томской области. С июля 2007 года – президент Республики Бурятия.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31