24 октября 2020 20:49

24 октября 2020 20:49

Особенности национального развития

Железнодорожный съезд не оказался ни парадным, ни формальным. Выступающие указывали на недостатки в работе транспортного комплекса страны, высказывали порой диаметрально противоположные мнения по той или иной проблеме, вступали в открытую полемику.
Первый зампред правительства Сергей Иванов отметил важную роль российских железных дорог в обеспечении национального суверенитета и безопасности, экономическом развитии страны, сохранении целостности экономического и социального пространства.
Железнодорожный съезд не оказался ни парадным, ни формальным. Выступающие указывали на недостатки в работе транспортного комплекса страны, высказывали порой диаметрально противоположные мнения по той или иной проблеме, вступали в открытую полемику.
 

Первый зампред правительства Сергей Иванов отметил важную роль российских железных дорог в обеспечении национального суверенитета и безопасности, экономическом развитии страны, сохранении целостности экономического и социального пространства.

Он привел такие цифры: 20 процентов мирового грузооборота, а также 80 процентов грузооборота нашей страны приходятся на российские железные дороги. Общая длина железнодорожных путей составляет 85 тысяч 200 километров.
Но эти данные, как отметил Сергей Иванов, впечатляют только на первый взгляд. Дело в том, что в стране есть еще немало районов, освоенных людьми, но не освоенных железными дорогами. Например, семь субъектов Российской Федерации не имеют на своей территории железнодорожного сообщения, а в итоге возникает острое транспортное неравенство.

Около двух десятков разведанных крупнейших месторождений полезных ископаемых простаивают в отсутствии подъездных железнодорожных путей. Дефицит железнодорожного полотна составляет более 10 тысяч километров. А сами дороги сегодня работают на износ в прямом смысле этого слова: износ основных фондов составляет 59 процентов. Из них 73 процента приходится на электровозы, 84 – на тепловозы, 74 и 86 – на грузовые и пассажирские вагоны соответственно. При таком дефиците вагонов и тяги – здесь несколько нелестных слов досталось транспортному машиностроению – производители железнодорожной техники не очень заинтересованы в повышении качества продукции, так как знают: куплено будет все.

Сергей Иванов призвал к синхронизации развития железных дорог и экономического развития страны. Предложил по максимуму использовать транзитный потенциал, чтобы серьезно влиять на международные экономические тенденции. Также он заявил, что развивать железнодорожную инфраструктуру в России предпочтительно комбинированным способом, привлекая государственный и частный капитал. При этом заметил, что попытки выделить наиболее выгодные секторы перевозочного процесса в дочерние общества приводят к тому, что у самой компании остаются малорентабельные, а соответственно, малоинтересные частным инвесторам предприятия. Следовательно, целесообразны концессионные соглашения: чем крупнее инфраструктурный проект, тем реальнее привлечь к нему финансовые ресурсы.
Сергей Иванов напомнил, что, к сожалению, законодательством не предусмотрена ответственность за погашение выплат субъектами Российской Федерации компенсаций за пригородные перевозки, поэтому соглашения часто не выполняются.

Зампред российского правительства, председатель совета директоров ОАО «РЖД» Александр Жуков в своем выступлении подвел промежуточные итоги реформы отрасли. Отметил, что наблюдается высокая динамика развития: растет скорость, объем перевозок, в частности грузооборот – на 17 процентов, пассажирооборот – на 13, а также повышается безопасность и конкурентоспособность. Российские железные дороги, по его мнению, привлекательны для иностранных грузовладельцев, однако сохраняется ряд факторов, тормозящих привлечение транзита: негибкие тарифы, неповоротливые таможня и порты, отсутствие логистических центров.

Что касается транспортного машиностроения, Александр Жуков заявил о неготовности производственной базы предприятий к выпуску продукции на принципиально ином качественном уровне. Здесь необходим технологический прорыв, который в первую очередь должна обеспечить отраслевая наука. Одной из главных задач холдинга сегодня, считает Александр Жуков, является достижение эффективного баланса между экономической выгодой и выполнением социальной функции компании, что возможно только при участии государства.

Зав мужество и самоотверженность, проявленные при исполнении служебного долга в условиях, сопряженных с риском для жизни, Владимир Путин вручил ордена Мужества членам поездной бригады поезда ''Невский экспресс'' - начальнику поезда Игорю Болдыреву, машинисту электровоза Алексею Федотову, помощнику машиниста Андрею Иванову.Председатель правительства Москвы Юрий Лужков назвал железные дороги стальным каркасом России и выразил уверенность в том, что, если бы в годы «дикой» приватизации не удалось сохранить их как государственную систему, страна была бы разрушена.

 

На примере взаимодействия правительства Москвы и МЖД уже видны некоторые результаты: пуск на паритетных началах скоростных электропоездов на самых пассажиронапряженных направлениях Московского узла, развитие интермодальных перевозок, позволяющих связать между собой аэропорты и вокзалы столицы в единую транспортную систему, организация пассажирского движения на Малом железнодорожном кольце. Юрий Лужков призвал железнодорожников не гнушаться работать с субъектами Российской Федерации, которые созрели для сотрудничества и обязательно поддержат позитивные начинания.

Итогом двухдневной работы съезда стало принятие резолюции, в которой участники отметили, что в наибольшей степени интересам социально­экономического развития России отвечает реализация максимального варианта «Стратегии». Он обеспечит на основе строительства более чем 20 тысяч километров новых железнодорожных линий повышение плотности железнодорожной сети почти на 24 процента, открытие доступности к железнодорожному транспорту дополнительно четырем субъектам РФ (республикам Алтай и Тыва, Магаданской области, Ненецкому автономному округу), а также кардинальное повышение качества транспортного сервиса для грузо­владельцев и пассажиров. Формирование новых точек экономического роста позволит вовлечь в хозяйственный оборот за период реализации «Стратегии» дополнительно свыше полутора миллиардов тонн продукции.

Участники съезда вынесли резолюцию: просить российское правительство, федеральные органы исполнительной власти субъектов РФ учитывать параметры «Стратегии» при разработке долгосрочных программ отраслевого и регионального развития, а также при формировании федерального и региональных бюджетов.

 

 

Цифра

13,7 трлн рублей - таков объём инвестиционных ресурсов, необходимых для реализации "Стратегии-2030".

Инга Дмитриева
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31