24 октября 2020 20:32

24 октября 2020 20:32

Талоны есть - отдачи нет

Приказом начальника ВСЖД с 1 по 16 ноября на дороге объявлен особый режим работы по охране труда.
- Сразу подчеркну, что введение в действие особого режима вызвано очередным несчастным случаем со смертельным исходом на дороге, - сказал в начале нашей беседы начальник службы охраны труда и промышленной безопасности Дмитрий Жарий. -В то же время нельзя говорить о том, что у нас произошел рост травматизма. В этом отношении мы находимся на уровне прошлого года.
Приказом начальника ВСЖД с 1 по 16 ноября на дороге объявлен особый режим работы по охране труда.
 

Фото Ивана Гурова.- Сразу подчеркну, что введение в действие особого режима вызвано очередным несчастным случаем со смертельным исходом на дороге, - сказал в начале нашей беседы начальник службы охраны труда и промышленной безопасности Дмитрий Жарий. -В то же время нельзя говорить о том, что у нас произошел рост травматизма. В этом отношении мы находимся на уровне прошлого года. Наша магистраль по работе, направленной на снижение производственного травматизма, находится на лидирующих позициях и в ОАО «РЖД», и среди промышленных предприятий Байкальского региона. Но, как известно из практики работы, чем выше позиция, тем сложнее ее удержать.

- Какие мероприятия, Дмитрий Иосифович, предусмотрено провести в рамках особого режима?

- Они проводятся по стандартам ОАО «РЖД». На период действия такого режима должны быть организованы проверки соблюдения требований технологических карт, инструкций по безопасной работе, электробезопасности, ограждений по месту работ.

 

На каждом предприятии издается соответствующий приказ, разрабатываются графики проверок, привлекается дополнительный инженерно-командный состав.

Все выявленные замечания должны в течение суток разбираться, определяться меры по их устранению. Такой же порядок установлен и на отделениях. В этот период заместителям начальника дороги предписывается усиленный контроль за ранее разработанными мероприятиями и указаниями по произошедшим на дороге травматическим случаям. На каждый из них мы издаем приказ, где предписано, что и кому надо сделать, как устранить нарушения, и рассылаем их по линии. К сожалению, руководители на местах не всегда добросовестно их выполняют. Так же предписывается заместителям начальника дороги по своим отраслям проведение селекторных, на которых они должны заслушать руководителей структурных подразделений о проведенной работе в условиях особого режима. Начальники служб за период его действия обязаны провести не менее четырех проверок на подведомственных предприятиях с выездом на места. Повторюсь, мероприятия не носят спонтанный характер, это эффективно действующая, обкатанная технология, зафиксированная в отраслевых стандартах, введенных в 2006 году.

- Тем не менее октябрь на Восточно-Сибирской был омрачен несчастным случаем со смертельным исходом на Тайшетском шпалопропиточном заводе.

Справка. 27 октября, в 10 часов 30 минут местного времени на десятом пути лесосклада ТШЗ при загрузке полувагона пропитанной шпалой смертельно травмирован стропальщик Виктор Гамбаев. Причиной трагедии стало нарушение пострадавшим требований «Операционной карты технологического процесса погрузки пропиточной шпалы в полувагон», а также отсутствие контроля со стороны администрации. В ходе целевой проверки ТШЗ выявлено множество замечаний по содержанию рабочих мест в соответствии с требованиями безопасных условий труда, а также по обеспечению эксплуатации опасных производственных объектов.

- В очередной раз мы имеем грубое нарушение технологического процесса со стороны исполнителя и отсутствие контроля со стороны работодателя за безусловным выполнением трудового кодекса. Этот случай и послужил толчком для введения особого режима.

На дороге в текущем году принято к учету три случая со смертельным исходом. По отношению к соответствующему периоду прошлого года мы имеем точно такую же статистику.

- Не связано ли это с какой-то обреченностью, замкнутым кругом: было три и столько же нынче имеем?

- Конечно нет. Ни в одном случае не было каких-либо роковых стечений обстоятельств. Если бы работники не нарушали инструкций, ничего бы с ними не произошло. Возьмем, к примеру, локомотивное депо Нижнеудинск. Машинист с помощником, попирая все правила электробезопасности, вскрыли высоковольтную камеру, и помощник попал под действие напряжения. Чудом остался жив. Локомотивная бригада - победитель конкурса на звание «Лучший по профессии», то есть люди знали инструкции «от» и «до». Здесь нет никакого рока, надо было просто соблюдать все, что предписано в соответствующих правилах. На производстве нужна самодисциплина. Неряшливость и шапкозакидательство, мол, все знаю и умею, могут привести к беде.

- Мы говорим о крайних случаях, а что нам показывает общая статистика с начала года?

- За девять месяцев на предприятиях дороги допущено одиннадцать случаев производственного травматизма, за аналогичный период прошлого - десять. Число дней потери трудоспособности составило 876 против 946 в 2006 году.

А вот к началу ноября на магистрали принято к учету уже тринадцать случаев травматизма. Если их проанализировать, то все они - результат нарушения инструкций и недостаточного контроля со стороны руководителей, в основном среднего звена.

Из ряда вон случай произошел в НГЧ Северобайкальск. Сторож включила чайник без воды. Стала подливать воду, и тэн лопнул с выбросом песка и пара. В результате травмированы глаза. Она пренебрегла элементарными правилами безопасности, которые должен знать каждый школьник. Выходили бедолагу наши медики, а ведь ей грозила полная слепота. Сколько же хлопот всем причинила пострадавшая из-за своей, извините, дремучести или неряшливости. Для оперативного оказания помощи ее пришлось самолетом доставлять в Иркутск.

- Каким же образом ставятся заслоны перед нерадивыми работниками, которые пренебрегают нормами и правилами производственной безопасности?

- На каждом предприятии есть система, в частности, трехступенчатый контроль за состоянием охраны труда. Первая ступень подразумевает ежедневный контроль работника бригадиром или мастером, вторая - еженедельный, который осуществляет начальник участка или цеха, и третья - ежемесячный, проводимый руководителем предприятия. При этом руководителям предписано проводить не менее четырех раз в месяц внезапные проверки. Человек поступил на работу - ему выдается зеленый талон. Если он в первый раз нарушил правила техники безопасности, то зеленую карточку изымают, и работника отправляют на внеочередную проверку знаний. Если в течение полугода он не имеет нарушений, то зеленая карточка ему возвращается. Если он повторно проигнорировал предписания по безопасности труда, то по сегодняшнему российскому законодательству его можно даже уволить. Такая система действует с конца девяностых годов, но руководители по-прежнему этим рычагом не пользуются. Зафиксирован с начала текущего года единственный факт увольнения злостного нарушителя правил техники безопасности на дороге. Кстати, сегодня талонная система обновляется с учетом изменений в российском трудовом законодательстве и будет внедрена в производство с первого декабря.

Тем не менее внимание наших руководителей к вопросам безопасности на производстве усиливается. Ежегодно на мероприятия, связанные с улучшением условий труда на производстве и охрану труда работников магистрали, прежде всего на искоренение производственного травматизма, осваивается централизованных вложений, а также из фонда эксплуатационных расходов свыше 250 миллионов рублей.

- Некоторые руководители рассуждают так: выполню план - буду на коне, остальное, в том числе аховое положение с безопасностью труда, победителю простят. Как с этим бороться?

- Что здесь можно сказать... Если брак в перевозках, то все об этом знают, а в охране труда многое вроде бы за кадром... Происходит такое до поры до времени, пока не грянул несчастный случай. Наша работа в том и состоит, чтобы найти скрытых нарушителей. Вот погибший стропальщик пятнадцать лет отработал на ТШЗ и наверняка неоднократно нарушал правила охраны труда, но не остановили его вовремя...

У нас есть мощный отряд общественных инспекторов, но, как правило, их замечания связаны с критикой действий руководства. Не припомню случая, чтобы один из дозорных остановил нарушителя, своего соседа по рабочему месту. А такое замечание может человеку сохранить здоровье, а то и жизнь спасти.



Досье

Жарий Дмитрий Иосифович, 1963 года рождения. В 1993 году окончил Иркутский институт инженеров железнодорожного транспорта по специальности «Электроснабжение железнодорожного транспорта».
На ВСЖД с 1992 года. Работал в вагонном депо Иркутск-Пассажирский слесарем-электриком, мастером, старшим мастером, помощником начальника депо, главным инженером, начальником предприятия. С января 2007 года возглавляет службу охраны труда и промышленной безопасности дороги.

Александр Филиппов
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31