27 октября 2020 20:59

27 октября 2020 20:59

Начинка одного почина

30 лет назад фамилия Шибеко упоминалась в «Гудке» едва ли не чаще, чем Генерального секретаря ЦК КПСС.
Редкая неделя обходилась без новостей о том, что почин специалистов с Восточно-Сибирской подхватили в подразделениях других дорог. Коллеги из Читы и Махачкалы, Конотопа и Павлодара рассказывали о том, как они применяют опыт иркутян.
В управлении родной дороги организовали специальную экспозицию о методе Владимира Шибеко – с фотоснимками и диаграммами. Об опыте ВСЖД в «Гудке» подробно рассказали члены выездной бригады ЦНИИ МПС.

30 лет назад фамилия Шибеко упоминалась в «Гудке» едва ли не чаще, чем Генерального секретаря ЦК КПСС.

 

Редкая неделя обходилась без новостей о том, что почин специалистов с Восточно-Сибирской подхватили в подразделениях других дорог. Коллеги из Читы и Махачкалы, Конотопа и Павлодара рассказывали о том, как они применяют опыт иркутян.

 

Фото из семейного архива В. Шибеко.В управлении родной дороги организовали специальную экспозицию о методе Владимира Шибеко – с фотоснимками и диаграммами. Об опыте ВСЖД в «Гудке» подробно рассказали члены выездной бригады ЦНИИ МПС – один доктор и два кандидата технических наук. «В чем ценность почина смены В.Н. Шибеко? – разъясняли ученые читателям. – Видимо, в том, что в самый сложный период работы транспорта, в зиму, новаторы направляют усилия на организованное преодоление трудностей, на то, чтобы и в морозы, в метели не нарушался ритм перевозочной работы».

Миновала уже зима, в преддверии которой было опубликовано обращение Владимира Никитича и его товарищей, но отклики со всех концов страны продолжали поступать. В это сейчас трудно поверить, но в отдельные декады фамилия скромного сменного диспетчера из Иркутска упоминалась на страницах «Гудка» чаще, чем Генерального секретаря ЦК КПСС.  В апреле 1977-го газета ввела рубрику: «По примеру В.Н. Шибеко». Однако по мере роста числа последователей контуры инициативы размывались и упрощались одновременно. «Смена В.А. Бойкова, — говорилось в сообщении с Октябрьской, — одна из первых последовала примеру руководителя дорожной смены В.Н. Шибеко с Восточно-Сибирской – пропускать поезда с высокими скоростями. Работает она под девизом «Каждое дежурство – ударное».

 

- Дело в том, что предметно объяснить, в чем суть почина, действительно трудно, - считает Виктор Сесейкин, который работал в те годы собственным корреспондентом «Гудка» на ВСЖД и нередко готовил обращения такого рода. – Труд диспетчера до появления на дороге Центра управления перевозками был сродни мыслительному процессу шахматиста. При одном взгляде на доску у серьезных игроков сразу возникает несколько вариантов действий. Были такие «гроссмейстеры» и у нас. Без всяких компьютеров, с карандашом и ластиком, они разруливали возрастающие год от года потоки. Большинство из них ни в чем не уступали Шибеко. Владимира Никитича выбрали по той же методике, что и всех героев того времени: не пьющий, «морально устойчив», «крестьянские корни».

 

Владимир Шибеко родился в небольшом белорусском селе под Оршей. Его матери пришлось в одиночку поднимать на ноги трех дочерей и двух сыновей. В Орше окончил железнодорожный техникум. До призыва в армию успел поработать на станции Реж под Свердловском. Четыре года отслужил в группе советских войск в Германии. А когда вернулся на родину, оказалось: свободных мест нет.  Вот в таком  подавленном  состоянии находился он, когда кто-то в автобусе хлопнул сзади по плечу. Однокурсник по техникуму, который приехал в отпуск из Сибири, велел не печалиться, а ехать прямиком на станцию Зима: «Как из вагона вылезешь, так звони мне. Встречу».

 

Не стоит, наверное, перечислять все ступени его служебного роста. Важно заметить: событие, которое Владимир Шибеко считает главным в своей жизни, произошло почти сразу после назначения старшим дорожным диспетчером. 

Мы беседуем с Владимиром Никитичем в его иркутской квартире. Время от времени к разговору подключается его супруга. Не нравится Людмиле Наумовне, когда муж преуменьшает свое значение в движении, которое 30 лет назад охватило всесоюзную сеть дорог.

- Ты, бабушка, уйди пока с моих глаз, - советует глава семьи и продолжает свой рассказ. – Я не чувствовал себя марионеткой в чужих руках. Такая инициатива действительно была нужна, и мы, диспетчеры, это понимали как никто. Однопутная линия от Тайшета до Лены находилась в состоянии непрерывной реконструкции. Там строились крупные промышленные комплексы. На конце линии – речной порт Осетрово и новый получатель – БАМ. Но вот в верховьях Лены заканчивается навигация. Порт вдвое снижает выгрузку. Десятки составов стоят, ждут своего часа. Если и дальше работать по нормам обычного графика, добра не жди. Только повышение суточной скорости могло исправить ситуацию. Не менее 1 000 км в сутки на двухпутных участках и не менее 750 – на однопутных. Вот и весь почин. Но достичь таких показателей можно было только при условии, что будут четко взаимодействовать все службы, так или иначе связанные с движением поездов.

 

Благие последствия обращения в «Гудке» сказывались, по словам Владимира Никитича, лет пять. В конце 70-х его наградили орденом «Знак Почета», присвоили звание «Почетный железнодорожник». Выбирали делегатом на профсоюзные съезды. Дважды он выезжал на встречи по обмену опытом в Монголию, один раз – в Чехословакию.

 

Имел ли его почин экономический эффект? На этот счет у ветерана однозначного ответа нет. Сомнения Владимира Никитича имеют свою причину. В сборнике «Восточно-Сибирская железнодорожная магистраль», изданном к 100-летию Транссиба, есть короткий и понятный диагноз: «К началу 12-й пятилетки железные дороги действовали в очень напряженном ритме, располагая в основном физически и морально устаревшей техникой. Удельный вес капитальных вложений в железнодорожный транспорт составлял чуть более 2,5 % от общего объема по народному хозяйству. Все чаще наблюдалась диспропорция в росте производственных фондов в промышленности и на транспорте. Почти полностью были исчерпаны резервы, полученные после коренной реконструкции железных дорог в конце 1950-х гг., когда перешли на дизельную и электрическую тягу».

 

Такова природа горечи, которой пропитано «но» в словах старого железнодорожника. Плетью починов обуха диспропорций в пятилетних планах не перешибить, это верно. Но за попытку – поклон.

Владимир Медведев
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31