21 октября 2020 19:27

21 октября 2020 19:27

Из поколения в поколение

Все члены большой и дружной семьи Астафьевых связаны с железной дорогой. Это пристрастие передается от родителей к детям. 2008 год президент страны Владимир Путин объявил Годом семьи. Это широко рекламировалось, многие известные в России династии были представлены на экранах телевизоров. Но трудно представить это действо без представителей такой отрасли, как Российские железные дороги.
Все члены большой и дружной семьи Астафьевых связаны с железной дорогой. Это пристрастие передается от родителей к детям.

2008 год президент страны Владимир Путин объявил Годом семьи. Это широко рекламировалось, многие известные в России династии были представлены на экранах телевизоров. Но трудно представить это действо без представителей такой отрасли, как Российские железные дороги. Многие города и поселки вдоль стальных магистралей пропитаны железнодорожным духом.

В музее истории самого крупного на ВСЖД локомотивного депо – на станции Иркутск-Сортировочный – трудовым династиям отведено особое место. Председатель ветеранской организации предприятия Борис Иннокентьевич Кривозубов, долгое время и в различных должностях проработавший в локомотивном хозяйстве, с гордостью показывает стенды, на которых в фотографиях представлены династии. При этом постоянно подчеркивает: их число не убавляется. О многих из них не раз писала дорожная газета.

- А вот об Астафьевых не было публикаций, - замечает Кривозубов. - Наверное, потому, что живут вдалеке от Иркутска, в Большом Луге. Там все и работают на электровозах-толкачах, на сложнейшем горно-перевальном участке.

Предложение Кривозубова съездить в Большой Луг я принял без колебаний. Тут же созвонились. Оказалось, что Астафьев-старший в свои 69 лет еще трудится, теперь уже в местной электрокотельной, отапливающей железнодорожный вокзал и другие объекты. Договорились о встрече. На следующий день я отправился в Большой Луг на «слюдянской» электричке.

Владимир Андреевич, как и договорились, встретил на перроне. Крепко сложенный, улыбающийся, он сразу расположил к себе. По дороге к дому охотно рассказал, какая в поселке школа, где у них администрация, стадион, о других житейских мелочах. Более подробно о трудовой династии Астафьевых мы поговорили за чашкой чая с молоком, приготовленного умелыми руками хозяйки Валентины Ильиничны. Она тоже железнодорожница, 34 года отработала дежурным электромехаником.

Профессиональные корни Астафьевых-локомотивщиков берут начало от отца моего собеседника, Андрея Петровича. Как сказал Владимир Андреевич, он был «чистокровный сибиряк». Вначале жили в Иннокентьевской, в 1947 году переехали в Большой Луг. Семья была большая – семеро детей. С первых дней отец трудился на паровозе: кочегаром, помощником и большую часть машинистом. Долгое время, пока не подросли сыновья, был в семье единственным кормильцем. Когда началась электрификация магистрали, ушел работать составителем поездов.

Чтобы восполнять семейный бюджет, Андрей Петрович всегда столярничал. Вместе с четырьмя сыновьями вначале построил небольшой дом, затем рядом просторный. Топор, рубанок научились держать в руках все. Поэтому в семье никогда не стоял жилищный вопрос.

- Когда вернулся после службы в армии сын Дмитрий, - делится Владимир Андреевич, - я его спросил, куда пойдет работать. «К тебе, батя, на электровоз!» – был ответ.

Отец в то время работал старшим машинистом на усовершенствованной «десятке» за № 121. Электровозы закреплялись за бригадами. «Толкач» Астафьева не без основания считался в колонне самым ухоженным.

После подготовки на курсах Дмитрий вначале прошел обкатку у отца как помощник. И вот уже более двадцати лет работает машинистом.

В перерывах между сменами Астафьевы семейно срубили для Дмитрия просторный дом. Позднее рядом пробурили скважину, установили нагревательный прибор – в доме всегда горячая вода. Таким дружным и умелым все по плечу, даже в сельских условиях.

К отцу запросился после армейской службы и младший сын, Игорь. Тоже окончил курсы и тоже обкатывался у отца, тогда это разрешалось.

- Сыновья трудятся хорошо, мне за них не стыдно, - улыбается Владимир Андреевич.

Как и старшему, Игорю также сообща срубили дом. У каждого есть гараж, банька, огород, теплицы. В минуту откровения Владимир Андреевич и Валентина Ильинична поведали мне «тайну». Хотя какая это тайна - они с радостью вспоминают то время. Отправили на службу Игоря, а через полгода он пишет: Юлька беременная, буду жениться… С Юлькиным отцом Владимир играл в одной футбольной команде. Дети потом дружили. Поэтому, не раздумывая, предложил жене:

- Мать, берем коньяк, идем свататься!

Игоря отпустили на свадьбу, а потом и тогда, когда родился сын. Образовалась крепкая, дружная семья.

- Вот он, мой внук Алешка, богатырь, - не без гордости представил Владимир Андреевич вошедшего молодого человека. – Тоже будущий машинист. После курсовой подготовки месяц отъездил помощником. Обкатывался у отца.

С внуком Алексеем зашел к деду и зять старшего сына Дмитрия, тоже Алексей. Работает помощником машиниста. Тесть надоумил пойти, у него и практику проходил.

- Профессия нравится – настоящая, мужская. Приходится стараться, чтобы не опозориться самому, не подвести родственников.

До отхода электрички в Иркутск оставалось время. Валентина Ильинична рассказала, что брат мужа, Анатолий, тоже двенадцать лет водил поезда. По здоровью вышел в отставку, сейчас работает егерем, развел пчел. Сестра Валентина, по мужу Картавцева, тридцать лет отработала дежурной по станции, а муж ее был машинистом.
Все в роду Астафьевых связаны с железной дорогой. Они дружны и бескорыстны. Каждый в свое время вылетел из семейного гнезда, и однажды просторный отчий дом остался невостребованным. Делить, продавать не стали. Без претензий решили: пусть останется младшему из братьев.

Николай Дюкляев
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31