04 декабря 2021 17:18

04 декабря 2021 17:18

фото: Александр Иванов

Взгляд в прошлое в трёх ракурсах

Вышедшие недавно книги иркутских исследователей рассказывают о министре Михаиле Хилкове, строительстве станции Байкал и предыстории экологической политики магистрали

В летопись Транссибирской магистрали вплетены новые страницы, авторы которых – работники подразделения по сохранению исторического наследия Восточно-Сибирского центра научно-технической информации и библиотек.
Одна из работ посвящена истории экологической деятельности на Восточно-Сибирской железной дороге во второй половине XX века. Написана сотрудником подразделения по сохранению исторического наследия Юлией Данилейко.

Монография содержит большой объём информации. Так, например, читатели узнают, что ещё в начале 70-х годов прошлого века на ВСЖД была введена должность инспектора по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов. Затем в управлении дороги была создана постоянно действующая комиссия по охране природы, принят Экологический паспорт берегозащиты Кругобайкальского участка Восточно-Сибирской дороги, на Иркутском отделении организована производственная лаборатория по контролю за вредным воздействием на атмосферный воздух. Был сформирован отдел охраны природы, специалисты которого обеспечивали отбор проб и производство анализа воздуха, почвы и воды, а в службах и на линейных предприятиях дороги назначены ответственные за природоохранную деятельность специалисты.

Одна из особенностей этой работы в том, что в ней перечислены документы, на основании которых происходила и происходит реализация мероприятий по защите окружающей среды и сохранению экологии Байкала. Примечательно, что эта книга вышла в Год экологии, объявленный в компании «РЖД».

Большой пласт познавательного и интересного материала содержится в двух исследовательских работах начальника подразделения по сохранению исторического наследия ВСЖД Александра Хобты. Одна из них посвящена министру путей сообщения князю Михаилу Ивановичу Хилкову, который прославился созданием в России транспортных артерий, внёс огромный вклад в строительство Транссибирской магистрали и организацию по ней железнодорожного сообщения.

Свой взгляд на судьбу знаменитого, высокого ранга чиновника автор издания обращает не в первый раз. Ранее им уже публиковались сведения о том, что это был за человек, какими талантами и способностями обладал и чем ему обязана Россия.

Работу по сбору информации Александр Хобта начал в 80-х годах прошлого века. И первые данные об этом замечательном, честном и благородном государственном деятеле в личном архиве исследователя появились в то время, когда он прикоснулся к истории Кругобайкальской железной дороги.

Как рассказывает Александр Хобта, сбор сведений о бывшем министре путей сообщений, удостоившемся звания почётного гражданина города Иркутска, он главным образом выполнял в Российском государственном историческом архиве, а также в Российской национальной и Российской государственной библиотеках.

Михаил Хилков привлёк внимание исследователя тем, что в течение 10 лет состоял в должности министра путей сообщения и практически всё это время, за исключением одного года, провёл в Сибири. На долю Хилкова пришёлся основной участок строительства Транссибирской магистрали – от Челябинска до китайской границы.

Рассказывается в книге и об участии министра в русско-японской войне 1904 года. Во многих главах эпизоды пребывания Хилкова в Сибири расписаны поминутно. Книга изобилует подробностями бытового и производственного характера. Много в ней воспроизведено случаев общения героя с простыми людьми, предоставления помощи нуждающимся в ней.

Книга хорошо проиллюстрирована и предназначена в первую очередь для изучающих общий курс истории развития железных дорог России. Часть тиража поступит в библиотеки Иркутска и железнодорожных учебных заведений России. Ценную информацию она может дать и тем, кто увлекается историей развития путей сообщения страны.

В ноябре этого года в Москве запланирована презентация книги.

Практически одновременно из печати вышла и монография Александра Хобты «Станция и порт Байкал (конец XIX века – 1950-е гг.)». Собранный в ней исторический материал вызывает большой интерес. Как и книга о Хилкове, она включает в себя нигде ранее не опубликованную информацию. В ней много подробностей о первоначальной истории станции, являющейся одновременно портом.

«К этой теме я обратился по той причине, что о станции-порте Байкал нигде не было сказано прежде», – говорит Александр Хобта.

Материалы издания дают также представление о значимости станции для всей Транссибирской магистрали в период её эксплуатации. В книге рассказано о том, что именно здесь была основная база байкальского флота Министерства путей сообщения, строившего Транссиб. В состав флота входили ледоколы «Байкал» и «Ангара», а также несколько вспомогательных судов.

Книга содержит много информации, по которой можно судить о становлении порта и станции, её участии в эксплуатационной работе, связанной с перевозками грузов. Детально описывается, как возводилась специальная пристань для швартовки парома-ледокола, являвшаяся одним из сложнейших в мире сооружений для приёма и стоянки судов морского класса, какими способами передавались вагоны с пристани на паром-ледокол.

Рассказывая об инфраструктуре порта, в которую входили судоверфь, посёлок корабелов, механические, слесарные, столярные, сборочные и другие мастерские и стапель, Александр Хобта уделил внимание технологии сборки «Байкала» и «Ангары» в посёлке Лиственничном. Впервые в этой книге опубликованы данные о возводимых на станции Баранчик, получившей впоследствии название Байкал, объектах инфраструктуры, включая жильё для персонала, обслуживающего железнодорожные пути и вокзал. Много подробностей – о боях между красными и белыми в Гражданскую войну, работе паромной переправы в годы советской власти и о её жизни до того, как был проложен другой железнодорожный путь от Иркутска до Слюдянки через горный перевал. Детально воспроизводятся технологии работы железнодорожной ледовой и железнодорожной гужевой переправ, организация беспроволочного телеграфа и многое другое.

Подробную информацию о выше названных исследовательских работах интересующиеся историей Трансибирской железнодорожной магистрали смогут найти на страничке в сети «Инстаграм», на сайте vszd.museum.

Ещё больше интересных новостей в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, друзья! https://t.me/Gudokru

Все наши публикации читайте на канале «Гудка» в «Яндекс Дзене»
Александр Иванов