19 сентября 2021 01:18

19 сентября 2021 01:18

фото: Александр Иванов

Своя коллекция истории

Более века в Иркутском центре устройств автоматики и телемеханики отсчитывают минуты вечности настенные часы знаменитой фирмой Павла Буре

– Как они появились в Иркутске, кем они привезены сюда? За давностью лет точно ответить на эти вопросы нельзя. Но по надписи на их деревянном корпусе, сделанной на российской таможне, можно предположить, что в 1908 году они были привезены из-за границы, – рассказывает главный инженер предприятия Алексей Леонтьев.
Таких артефактов в центре около двух десятков. А из тех экспонатов, что приобретены недавно, прибор Ц43-80, которым работники, обслуживающие устройства автоматики и телемеханики железной дороги, производили замер нескольких электрических параметров. Изготовлен он в 1955 году.

История прибора связана с Калининградом. Здесь его на вещевом рынке приобрёл для Алексея Леонтьева его друг.

– «Цешка» – так называют прибор электромеханики СЦБ – хранится в деревянном футляре. По точности измерений она может соперничать с современными ампервольтомметрами, – считает Алексей.

В собрание исторических вещей входят также довоенного времени книга приказов и назначений, Атлас железных дорог СССР, изданный в 1953-м. Почти ровесницей прибора является и такой раритет выставки, как центральный аппарат системы простейшей ключевой зависимости станции 1957 года производства, прибор для выдачи предписаний машинистам паровозов, железнодорожный фонарь, листогибочный станок, доставленный из поверженной Германии в 1945-м.

Достопримечательностью предприятия также является первый том справочной книги Хутта для инженеров, архитекторов, механиков и студентов, которая переведена с немецкого на русский и издана в 1930-м Московским механическим институтом имени Ломоносова. А в этом году собрание исторических вещей может пополнить фрагмент рельса с клеймом 1893 года, который был обнаружен недавно при проведении благоустроительных земляных работ на территории предприятия.

– Ценность коллекции в том, что она даёт представление о специфике работы на железной дороге, – говорит Алексей Леонов.

Да и само предприятие, на котором он работает, тоже история. Его цеха и участки располагаются в старинных зданиях 1902 года постройки, составляющих архитектурный ансамбль станции Иркутск-Пассажирский.
Александр Иванов