01 августа 2021 04:26

01 августа 2021 04:26

фото: Сергей Ринчинов

С ветерком по новому тоннелю

Журналистам показали, как новый подземный коридор у Байкала готовится к движению в режиме обкатки

Недавно большая группа специалистов Восточно-Сибирской дирекции капитального строительства и других служб ВСЖД во главе с заместителем начальника дороги по строительству Андреем Власовым, проектных институтов и строителей побывала на новом Байкальском тоннеле. А за два дня до этого в рамках организованного ОАО «РЖД» пресс-тура с ним познакомились участники журналистского десанта, в составе которого были представители ряда отечественных и зарубежных СМИ.
Наша газета с самых первых колышков-реперов маркшейдерской разметки, врезки «под козырёк» гранитной скалы на западном портале до победного выхода тоннелепроходческого комплекса на востоке вела репортажи о ходе строительства этого почти семикилометрового подземного коридора, призванного значительно увеличить пропускную и провозную способность северного хода Восточно-Сибирской. Тем приятнее сегодня сообщить: тоннель готов, осталось лишь нанести последние штрихи к его «портрету».

Утром 26 мая прозвучала команда для журналистского корпуса: «На посадку!». Раздался пронзительный гудок, и автомотриса начала постепенно набирать ход. Да, это, как говорится, большая разница: преодолевать подземные километры пешком или мчаться с ветерком на скорости в 25 километров в час…

В одну сплошную линию сливаются огни ламп освещения, мелькают арки ниш-укрытий, временами, на подходах к кривым, машинист чуть снижает скорость, в освещённых зонах трудятся рабочие, они проводят пусконаладочные работы перед грядущим вводом объекта в эксплуатацию.

После этой подземной поездки нам удалось накоротке побеседовать с руководителем обособленного подразделения АО «СТРОЙТРЕСТ» Евгением Филипповым. Он сообщил нам, что все конструкции нового тоннеля смонтированы на сто процентов: верхнее строение пути (ВСП), контактная сеть, очистные сооружения, системы СЦБ, противопожарной сигнализации, телефонной связи, вентиляции и дымоудаления, уложены магистральные кабели. Причём Евгений Николаевич уточняет, что по всей длине тоннеля проложен бархатный, бесстыковой путь.

Также наполнена водой ёмкость подземного резервуара, смонтирован пожарный трубопровод в тоннеле, штольнях и сбойках, проведены испытания всей этой противопожарной системы. Завершено сооружение вентзданий, сейчас идёт расстановка там мебели и оборудования. На сегодняшний день весь комплекс зданий и сооружений нового тоннеля подключён к электроснабжению по постоянной схеме – посредством пяти трансформаторных подстанций.

Заметим, что вышеупомянутая авторитетная комиссия из представителей всех служб ВСЖД, представителей проектных институтов и строителей после тщательной проверки всех систем пришла к выводу: тоннель полностью готов. Несколько выявленных замечаний незамедлительно были устранены строителями. Так что ориентировочно в конце июня намечено переключение стрелочных переводов уже готовых путей-подходов к новому тоннелю. И тогда уже, сообщил Евгений Филиппов, по нему начнётся движение поездов в режиме обкатки. А в конце июля пройдёт финальная проверка объекта комиссией Ростехнадзора.

Также журналистам напомнили, что 2021-й в компании ОАО «РЖД» объявлен «Годом экологии». Внедряя экологически безопасные технологии и реализуя природоохранные мероприятия, отметила инженер 1 категории Иркутской группы заказчика по строительству объектов жд транспорта Татьяна Серых, компания вносит свой вклад в сохранение окружающей среды:

«Так, в рамках достигнутого соглашения между правительствами Республики Бурятия, Иркутской области, Общественной палаты Республики Бурятия, Министерством природных ресурсов запланированы и реализуются мероприятия, направленные на охрану окружающей среды. В 2021 году с целью соблюдения подрядчиком экологического законодательства новый Байкальский тоннель был оснащён системой видеонаблюдения. АО «СТРОЙТРЕСТ» установлены контейнеры для раздельного сбора отходов стекла, пластика и бумаги. Построены локальные очистные сооружения сточных вод».

Татьяна Серых добавила, что в целях компенсации временных потерь, связанных с ухудшением состояния окружающей среды, возникшим с момента проведения основных строительно-монтажных работ, были проведены компенсационные мероприятия, в рамках которых в 2019 году выполнен выпуск молоди осетра в озеро Байкал в количестве 16 075 особей. В 2020 году на площади порядка 20 гектаров высажено около 40 тыс. сеянцев хвойных пород деревьев.

Безусловно, и на период эксплуатации объекта природоохранные мероприятия будут выполняться на регулярной основе.

Напомним, к проходке второго Байкальского тоннеля строители приступили в октябре 2014 года. В рамках реализации проекта был восстановлен вахтовый посёлок Гранитный для проживания рабочих и обслуживания техники. Прокладка подземного коридора велась в 35 м от построенного подземного коридора, введённого в постоянную эксплуатацию 31 декабря 1985 года.
Сергей Ринчинов