15 июня 2021 00:17

15 июня 2021 00:17

фото: Архив музея истории ВСЖД

Равнение на фронтовиков

Главной отличительной чертой железнодорожников в годы войны являлось стремление быть максимально полезными фронту

Почти в каждом социалистическом договоре имелся перечень работ, которые железнодорожники брались выполнить в нерабочее время. Считая себя в едином строю с защитниками Родины, они старались во всём быть похожими на фронтовиков.
Во многих депо дороги были созданы «фронтовые колонны» паровозов, «фронтовые бригады», «воинские подразделения». Все члены таких коллективов объявляли себя военнообязанными, устанавливали военный порядок и дисциплину, по-боевому выполняли задания.

Так, отлично трудилась на дороге «фронтовая колонна» паровозов В. Щетинина из Нижнеудинского депо, состоявшая из 10 локомотивов. Входившие в неё машинисты работали по-лунински, осуществляя скоростные рейсы, перевыполняя все показатели при эксплуатации паровозов.

Наибольших успехов в ремонте добивалась бригада слесарей Улан-Удэнского паровозного депо, возглавляемая комсомольцами И. Гордеевым и Н. Герцегом. Входившие в неё рабочие в несколько раз перевыполняли сменные задания.

К концу войны на дороге насчитывалось около 200 фронтовых бригад. Это патриотическое движение создало возможность не только перевыполнять фронтовые задания, но и пересматривать использование кадров. Передовые паровозные бригады Улан-Удэнского депо, возглавляемые машинистами Кольмом и Мышляевым, выступили инициаторами обслуживания паровозов бригадами из двух человек вместо трёх, что позволило на каждом локомотиве сократить трёх кочегаров. Управление дороги приняло решение о распространении почина улан-удэнских машинистов по всей дороге.

По-фронтовому стремились трудиться и путейцы. Нередко они сами изготовляли шпалы, использовали старые рельсы, накладки, противоугоны и так далее. Использование местных материалов позволило путейцам дороги только в 1944 году сэкономить 321,4 тыс. руб. государственных средств.

Также железнодорожники, как и большинство тружеников сибирского тыла, участвовали в массовых движениях по оказанию помощи Красной армии. Уже в сентябре 1941-го на ВСЖД часть людей была переведена на выполнение фронтовых заказов. В паровозных депо формировались передвижные ремонтные оружейные мастерские, изготавливались мины, снаряды, гранаты, патроны. В октябре на дорогу поступил заказ на строительство бронепоезда – и он был выполнен. Железнодорожники Восточно-Сибирской построили несколько поездов-бань для фронтовиков.

Наряду с выполнением специальных заказов ГКО, на ВСЖД в годы войны велась подготовка для фронта мощных резервов. Только за период с октября 1941 года по 17 января 1942-го на дороге было подготовлено свыше 9 тыс. будущих бойцов, в том числе 328 пулемётчиков станковых и 399 – ручных пулемётов, 154 снайпера и 7937 стрелков.

Одним из самых замечательных патриотических дел в годы войны явилось движение за создание фонда обороны страны. Он складывался из различных источников. Это были отчисления от заработка, премии, компенсации за отпуска, средства, заработанные на субботниках и воскресниках, личные денежные сбережения, драгоценности и так далее. Уже на первых митингах и собраниях железнодорожники Восточно-Сибирской вносили предложения о передаче своих сбережений, облигаций, драгоценностей для производства военной техники. Машинисты Слюдянского депо Авдеев, Байнов, Никитин и другие на митинге 20 июля 1941 года отказались от услуг комплексных ремонтных бригад. Весь ремонт решили делать сами, а деньги, сэкономленные таким образом, перечислять в фонд обороны.

Коллектив Гусиноозёрского депо решил отчислять в фонд обороны двухдневный заработок ежемесячно до конца войны, а старейший рабочий этого предприятия инструментальщик Олейников на митинге, посвящённом началу создания фонда обороны, заявил: «Я отдаю свой трёхдневный заработок ежемесячно до конца войны с фашистами». И поток денежных поступлений от железнодорожников с каждым месяцем войны увеличивался.

Война, как известно, стоит дорого, и у правительства не хватало средств для покрытия тех громадных расходов, которые она требовала. В 1942 году оно решило выпустить первый военный государственный заём. Железнодорожники Восточно-Сибирской за короткий срок, с 10 по 16 апреля, подписались на 30 с лишним миллионов рублей. А затем так же быстро осуществили подписку на 2-й и 3-й государственные займы. Общая сумма денег, данных коллективом ВСЖД государству взаймы за период войны, превысила 100 млн руб.

К этому следует добавить, что коллектив ВСЖД собрал из личных сбережений на приобретение танковой колонны «Иркутский железнодорожник» 7 млн 12 тыс. 424 руб. Она была передана в состав 40-й гвардейской танковой бригады 1-й гвардейской танковой армии. Танки «Иркутский железнодорожник» участвовали в зимних боях 1945 года на Висло-Одерском направлении и принимали участие в битве за Берлин.

Заботой о воинах было проникнуто другое патриотическое движение советских людей – сбор тёплых вещей и подарков для фронтовиков. Хотя население в военное время само испытывало большую нужду в продовольствии, одежде, обуви, собственные нужды железнодорожники отодвигали на задний план, отдавая фронту всё необходимое.

Одной из форм проявления патриотизма стал сбор подарков для фронтовиков. В общей сложности железнодорожники ВСЖД в 1941–1944 годах доставили 552 вагона с подарками.

Для быстрого восстановления и временной эксплуатации железных дорог в годы войны были созданы специальные формирования – управления военно-восстановительных работ (УВВР), военно-эксплуатационные отделения (ВЭО), паровозные колонны резерва ГКО, поезда по ремонту подвижного состава и пути (подремы) и другие специальные формирования. Восточно-Сибирская железная дорога дала фронту десятки таких формирований. Наиболее крупными из них были УВВР-8, ВЭО-10, и ВЭО-32, шесть подремов и несколько колонн паровозов особого резерва.

УВВР-8 было сформировано на ВСЖД в 1942 году и вслед за наступающими частями Красной Армии прошло путь от Волги до Одера, от Сталинграда до Праги, обеспечивая железнодорожные коммуникации нескольких фронтов: Сталинградского, Донского, Южного, 3-го Украинского и 4-го Украинского.

Коллектив УВВР-8, в состав которого входили 3 железнодорожных восстановительных бригады, 3 головных ремонтных поезда (горема), 2 поезда по ремонту связи, 3 мостовосстановительных поезда и другие спецформирования, восстановил большое количество железнодорожных путей, станций, мостов.

Славный боевой путь прошли коллективы ВЭО-10 и ВЭО-32. Так, в составе сформированного и отправленного на фронт в 1942 году ВЭО-10 имелся полный штат от начальника до путевых обходчиков для обеспечения работы одного паровозного депо, двух дистанций пути, двух дистанций связи, одного вагонного участка и одного отделения движения.

Железнодорожники всей дороги комплектовали ВЭО. Инвентаря, оборудования было передано на 2 млн руб. Весь личный состав отделения ВЭО-10 был укомплектован местными кадрами, среди которых – член парткома железнодорожного узла Иркутск-2 Г.И. Морев, начальник распорядительной станции Д.Т. Нечаев, парторг Иркутского вагонного участка А.Г. Карин, начальник политотдела Улан-Удэнского отделения дороги Т.П. Дычко.

Ночью 20 июля 1944 года станция Новосокольники подверглась массированному налёту немецкой авиации. Железнодорожники под бомбами разводили эшелоны со станции. Многое удалось вывезти, но ВЭО понесло огромный урон. На станции в ту ночь работало около 70 человек. 37 воинов-железнодорожников – посланцев ВСЖД погибли, остальные получили ранения, ожоги, контузии.

При этом ВЭО-10 продолжило свою работу по обеспечению коммуникаций фронтов. Многие железнодорожники, не страшась артиллерийских обстрелов (бывали и такие случаи), делали всё возможное, чтобы обеспечить действующие войска необходимыми воинскими грузами. За героический труд в прифронтовой полосе высокими правительственными наградами были отмечены машинисты Сапегин, Романенко, Михалев, Евдокимов, путевые обходчики Петрашкин, Шариков, Бобков, диспетчеры Амосов, Шумеев и многие другие.

Мужественно несли фронтовую вахту железнодорожники ВЭО-32, сформированного на дороге в 1944 году и обеспечивавшего наступление советских войск в Прибалтике (начальник ВЭО – полковник тяги М.Ф. Кочкин). Об этом отделении в текущем архиве ВСЖД сохранились отрывочные сведения, но известно, что оно было укомплектовано из железнодорожников ВСЖД и ЗабЖД в количестве 2 тыс. человек и было отправлено с ВСЖД на Латвийскую железную дорогу.

Архивные источники свидетельствуют: сибирские железнодорожники внесли достойный вклад в обеспечение фронтовых операций Красной армии.
Валерий Третьяков, доктор исторических наук, профессор ИрГУПСа