16 апреля 2021 19:35

16 апреля 2021 19:35

фото: Ольга Золоторёва

Перспективы байкальской электрички

Ольга Золоторёва, начальник отдела министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области
– Ольга Юрьевна, какова сегодня доля пригородного железнодорожного транспорта в пассажирских перевозках Иркутской области?

– С учётом маршрутов внутригородского транспорта она составляет порядка 5%. В последнее время наблюдается устойчивое снижение количества перевозок пассажиров в пригородных поездах в связи с наличием альтернативных маршрутов на других видах транспорта. Автомобили и автобусы теснят электричку и являются её прямыми конкурентами.

В 2020 году в электричках произошло дополнительное уменьшение пассажиропотока, связанное с необходимостью введения ограничительных мер для предупреждения распространения коронавирусной инфекции.

– Насколько доступны для населения Иркутской области услуги пригородных пассажирских перевозок? Как вы оцениваете сегодняшние тарифы? И какова в них доля субсидий из областного бюджета?

– С 1 января 2021 года тарифы для населения на перевозку пассажиров в пригородных поездах в границах Иркутской области увеличились на 3,6%. Но стоимость проезда по-прежнему является доступной для населения. Для поддержания тарифа региональное правительство ежегодно предоставляет Байкальской ППК субсидии на компенсацию выпадающих доходов от перевозочной деятельности. Доля субсидии из областного бюджета ежегодно составляет порядка 0,3%.

– На железнодорожном транспорте остро стоит вопрос обновления подвижного состава. Как вы считаете, решается ли он в Иркутской области в сегменте пригородного пассажирского транспорта? И удовлетворяют ли ваше министерство темпы обновления?

– Железнодорожные пригородные перевозки – один из самых социально доступных видов транспорта. Областное правительство является заказчиком этих перевозок и регулятором их объёмов на территории Приангарья. Оно заинтересовано в обновлении парка подвижного состава в целях повышения качества обслуживания населения в пригородном железнодорожном сообщении, обеспечения транспортной доступности населения, поэтому ежегодно совместно с ОАО «РЖД», АО «Байкальская ППК» проводит работу по обновлению парка. Так, в 2019 году на полигон ВСЖД поступили 6 цельнометаллических плацкартных вагонов. Они эксплуатируются в составе на участке от Лены до Таксимо. В марте прошлого года по КБЖД начал курсировать цельнометаллический плацкартный вагон, а с апреля на участке Слюдянка – Зима вышли на маршрут два состава новой серии поездов ЭП3Д.

Обновление парка подвижного состава ведётся в соответствии с планом и за счёт инвестиционной программы ОАО «РЖД» при активной поддержке областного правительства. Мы берём на себя расходы по компенсации выпадающих доходов АО «Байкальская ППК», связанных с арендой подвижного состава. В 2021 году планируем совместно с РЖД и Байкальской ППК продолжить работу по обновлению парка.

– Каковы перспективы развития Байкальской пригородной пассажирской компании?

– Областной центр разрастается, происходит постепенное нивелирование территориальных границ и формирование Иркутской агломерации. Растёт и потребность в быстрых и комфортных передвижениях.

Одним из перспективных направлений развития городской среды являются «бесшовные перевозки», когда билет на несколько видов транспорта пассажир может купить в режиме «одного окна». Выстраивается удобная логистика, пассажирам не приходится самим думать о вариантах пересадки, что делает поездку планируемой и предсказуемой. Например, сейчас им предлагается купить в железнодорожных кассах Иркутской области билеты на автобусные маршруты, которые согласованы с маршрутами электричек по времени прибытия и отправления.

В рамках развития транспортной доступности Иркутской агломерации планируется реализация проекта «Городская электричка» с организацией движения пригородных поездов на участке Гончарово – Иркутск-Сортировочный. Будет продолжена работа по развитию маршрутной сети с учётом потребности в перевозке пассажиров по сокращению времени в пути следования, по внедрению дополнительных региональных льгот для проезда в поездах пригородного сообщения. Это позволит достичь максимальной эффективности в организации пригородных перевозок железнодорожным транспортом с перспективой перехода на работу без убытков.

– Какую роль в управлении БППК играют органы власти Иркутской области?

– Одним из акционеров компании является региональное правительство в лице министерства имущественных отношений (50% + 1 акция). Отраслевое управление в сфере организации транспортного обслуживания населения в пригородном железнодорожном сообщении осуществляет министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области.

- Как вы оцениваете ход выполнения государственной программы «Развитие транспортного комплекса Иркутской области на 2019–2024 годы»? Будет ли она выполнена?

– В рамках её реализации перевозчику, осуществляющему перевозки в пригородном железнодорожном сообщении, предоставляются субсидии на возмещение недополученных доходов. На это в областном бюджете ежегодно предусматриваются субсидии более 600 млн руб. В 2019–2020 годах заложенные в программе на этот период нормативы выполнены на 100%. Достижение показателей и выполнение задач госпрограммы Иркутской области планируется и в дальнейшем.
Александр Ивановский