28 января 2021 16:53

28 января 2021 16:53

фото: Сергей Кулыгин

«Генерал» прибыл на станцию Слюдянка

В минувшую пятницу на ВСЖД состоялась обкаточная проверка паровоза, который более 30 лет простоял на постаменте.
«Генерал» – такое название получил паровоз серии П36 за длинные полосы по бортам, похожие на лампасы. Вот и к перрону возвращённый к жизни локомотив подкатил воистину по-генеральски, бакенбардами распустив пары, приветствуя жителей Слюдянки басовитым гудком.

На момент постройки П36 был одним из самых совершенных отечественных паровозов. Его конструкционная скорость составляла 125 км/ч, мощность – 3077 лошадиных сил, при этом КПД достигал рекордных для этого типа машин 9%. Однако даже эти показатели не смогли продлить век паровых гигантов, на пятки которым уже наступали более экономичные и совершенные тепловозы и электровозы. Так получилось, что именно «Генерал» стал последним советским паровозом.

Локомотив с бортовым номером 107 был построен в 1955 году на Коломенском заводе. На Восточно-Сибирскую магистраль был передан в 1958 году, где получил приписку сначала к депо Нижнеудинск, а затем Улан-Удэ – там он обслуживал в пассажирском сообщении плечи от Слюдянки до Петровского Завода, а также работал на южном направлении по маршруту Улан-Удэ – Наушки.

В сентябре 1983 года «Генерала» списали. Однако на запасных путях он простоял недолго. В 1986-м он был установлен как памятник у локомотивного депо Иркутск-Сортировочный. Как тогда полагали, на вечную стоянку. Однако на этом история «Генерала» не завершилась.

– В апреле 2018 года начальник ВСЖД Василий Фролов проводил совещание по организации туристических поездов, – рассказывает и. о. начальника эксплуатационного локомотивного депо Слюдянка Роман Виноградов. – Тогда и родилась мысль использовать для пассажирских перевозок по Кругобайкальской железной дороге не только паровозы серии Л, которых сохранилось достаточно много, но и такие раритетные машины, как П36. Поскольку на тот момент в Дирекции тяги не было подобных действующих локомотивов, было принято решение о снятии его с постамента, постановке на баланс и включении в программу капитального ремонта.

Восстановлением «Генерала» занимались специалисты депо Троицк Южно-Уральской дороги. В ходе ремонта была произведена полная замена обшивки котла и будки машиниста, старая покраска была удалена до металла, после чего паровоз был вновь окрашен. Пришлось полностью заменить дымогарные, жаровые, циркуляционные и питательные трубы, восстановить тендер, а также перетянуть обветшавшую электропроводку.

В первую обкаточную поездку паровоз по Кругобайкальской железной дороге поехал под управлением машиниста-инструктора Дениса Гулькова и машиниста паровоза Сергея Козлова.

– Машина старая, – отзывается он, – но очень хорошая, идет мягко, плавно.

– Мягкость хода обеспечивается за счёт использования роликовых подшипников на всех осях локомотива и тендера, – уточняет Денис Гульков. – У машины просторная кабина. Приборы управления более удобны, чем в локомотивах серии Л, которые сейчас используются для перевозки туристов.

Первый после длительной стоянки рейс был не очень продолжительным, от Слюдянки до остановочного пункта Шарыжалгай и обратно. После проведения обкаточных испытаний машина будет поставлена в специальный цех, где простоит до начала нового туристического сезона.
Сергей Кулыгин