20 января 2021 20:13

20 января 2021 20:13

фото: trainpix.org

Время «Атамана»

Машинисты отмечают, что система управления нового локомотива работает надёжно

На минувшей неделе в Центральной дирекции тяги подвели итоги испытаний новых локомотивов ЭС5С, которые прошли на ВСЖД. Результаты испытаний пока железнодорожникам Восточно-Сибирской неизвестны, но это не помешало им поделиться своим мнением об электровозе.
Новые машины, произведённые на Новочеркасском электровозостроительном заводе и получившие наименование «Атаман», оборудованы асинхронными тяговыми двигателями с поосным регулированием силы тяги и собираются преимущественно из российских комплектующих.

Испытания проводились на участке Тайшет – Нижнеудинск. Важно отметить, что они стали завершающим этапом большого турне «Атамана», в ходе которого он проехал по всему Восточному полигону – от Мариинска до дальневосточного Смолянинова.

В проверке машины с бортовым номером 001 приняли участие работники Тайшетского и Нижнеудинского эксплуатационных локомотивных депо, предварительно прошедшие обучение. На суд профессионалов были представлены две модификации электровоза: 2ЭС5С и 3ЭС5С. При этом для 3-секционного локомотива вес поезда составлял 7100 тонн, а для 2-секционного – 6300 тонн.

– Это электровоз нового поколения, – говорит машинист-инструктор локомотивных бригад эксплуатационного локомотивного депо Нижнеудинск Александр Алексеев. – Задаёшь скорость в соответствии с профилем пути – и электровоз сам определяет, сколько тяговых двигателей ему необходимо, чтобы следовать на подъём.

Благодаря микропроцессорной системе управления электровоз может автоматически выбирать тот или иной режим движения, что позволяет минимизировать расход электроэнергии на тягу поезда.

Машинисты отмечают, что система управления нового локомотива работает надёжно: отсутствуют броски, провалы тока. Если у 3-секционного «Ермака» максимальная мощность около 9 тыс. кВт, то у «Атамана» – около 12 тысяч. Эти качества новая машина в полной мере продемонстрировала в ходе испытаний.

– У нас самый сложный участок – перегон Камышет – Ук протяжённостью 20 км, имеющий 10-тысячный подъём, – рассказывает начальник эксплуатационного локомотивного депо Тайшет Сергей Васильков. – На этом отрезке пути запас мощности 3ЭС5С с весом поезда 7100 тонн составлял 20%.

В новой машине созданы комфортные условия для работы локомотивных бригад.

– Электровоз соответствует всем современным требованиям по охране труда. В кабине комфортно, имеются кондиционер, калориферы, удобные сиденья, зеркала заднего вида обеспечивают хороший обзор, – говорит машинист-инструктор локомотивного депо Тайшет Василий Рыжков.

В ходе испытаний «Атаман» показал скорость на 10–12 км/ч выше, чем у «Ермака». В то же время был выявлен ряд моментов, над которыми заводу-изготовителю ещё предстоит поработать.

– Энергоэффективность данного электровоза оказалась на уровне предшественника, – говорит главный инженер Восточно-Сибирской дирекции тяги Евгений Юнак. – А при работе с поездами малой массы он оказался даже менее эффективным. Тем не менее будущее за такими электровозами. Именно они должны прийти на смену «Ермакам» и обеспечить растущие перевозки по БАМу и Транссибу. Поэтому принято решение внести необходимые изменения и провести повторные испытания.
Сергей Кулыгин