19 января 2021 14:08

19 января 2021 14:08

фото: Архив комнат боевой и трудовой славы ТЧЭ-5

Битва за эффективность

Рационализаторы ВСЖД внесли весомый вклад в улучшение показателей перевозочного процесса в годы войны

Перестраивая жизнь на военный лад, железнодорожники стали работать по-военному.
Работники ВСЖД в два, в три, а то и в восемь раз перевыполняли нормативы мирного времени на выполнение технологических операций. И не только за счёт удлинения рабочей смены. Ускорению операций, снижению эксплуатационных расходов, повышению качества выполненных работ способствовали предложенные ими решения.

Почётный железнодорожник Иван Иванович Бушков, когда ему задают вопрос о том, как он стал заниматься рационализаторским творчеством, обязательно вспоминает целый ряд фамилий:

– В эту сложнейшую и интереснейшую сферу инженерной деятельности я оказался вовлечён известными на все железные дороги Советского Союза заслуженными рационализаторами Анатолием Антиповым, Сергеем Уляшиным, слесарями Александром Фокиным, Борисом Поделинским, Сергеем Коноплевым, Анатолием Квасюком. Большинство из них, в свою очередь, встали на этот путь ещё в годы Великой Отечественной войны, стараясь облегчить, ускорить, сделать более дешёвыми технологические процессы, реализуемые на цеховых площадках паровозного депо Иркутск-2.

При разработке совместно с ними приспособлений и оснастки для ремонта и обслуживания тепловозного и электровозного парка Ивану Бушкову приходилось слышать немало историй о том, за счёт чего обеспечивался качественный и быстрый ремонт паровозов в условиях практически полного прекращения централизованного снабжения запасными частями, какие оригинальные решения рождались в умах работников депо для устранения возникших проблем, повышения производительности труда.

Многие из тех задумок вовсю работали практически до 70-х годов прошлого века по той простой причине, что на ряде станций ВСЖД в маневровом и хозяйственном движении ещё эксплуатировались паровозы. Больше того, есть оборудование и оснастка, смонтированные в годы войны и востребованные до сих пор.

Например, продолжают служить пневмогидравлические ножницы для разделки стальных листов толщиной в 20 мм, изготовленные слесарем-инструментальщиком Александром Фокиным. В автоматном цехе работает стенд, изготовленный работниками Николаем Полубояровым и Николаем Сосновским. По-прежнему используются и приспособления, сделанные Горбуновым и Дроздовым.

Несмотря на то, что большое количество работников депо было призвано на фронт, новаторский дух не покидал его стены. Бригадир цеха промывки Андрей Мирошниченко только за первый год войны внёс 23 рацпредложения, из которых 15 были реализованы. Их внедрение сократило затраты депо на 80851 руб. К большой экономии средств привели разработанные им комбинированные сцепные дышловые втулки. При изготовлении каждой из них экономилось 5 кг бронзы.

В это же время рационализатор внедрил разработанную им скобу предохранительного параллельного болта для предупреждения излома задней цилиндровой крышки и прогиба поршня. Вместо пружин из ванадиевой стали он предложил использовать поршневой задний беспружинный сальник. А чтобы исключить преждевременный износ паровых цилиндров, новатор решил проблему мёртвого поршня.

Изготовленные им комбинированные втулки прошли без ремонта 70 тыс. км. При этом были использованы чугунные подшипники.

Умельцы были на каждом участке депо. В механическом цехе отличался токарь Головко. Чтобы ускорить операцию по обточке контрольных пробок, он изготовил специальную оправку, позволившую перевыполнять в четыре раза установленный норматив.

Весомым подспорьем являлось рационализаторское творчество для технологических процессов в Улан-Удэнском паровозном депо. Коллектив заготовительного цеха наладил собственное производство тормозных тяг одной из серий паровозов и парораспределительных кулис.

Практически прекратившиеся поставки металла и инструментов не остановили производство. Слесари, механики, электрики, станочники предложили использовать местные ресурсы, отходы производства, списанные детали. Чтобы удовлетворить потребность в золотниковых штоках, их стали делать из старых поршневых штоков.

Учитывая прекращение поставок цветмета, арматурная бригада Золотовского в начале войны освоила изготовление из чёрных металлов 152 наименований деталей, таких как водопробные краники, приводы пусковых клапанов, запорные и вестовые клапаны, все соединительные гайки арматуры, пробки сифонных кранов.

Кузнец Поворознюк изготовил несколько штампов, с помощью которых стали изготавливаться клинья возвращающего аппарата поддерживающей оси, рессорные серьги и подвески, парораспределительные кулисы и многое другое.

Важнейшей деповской разработкой того времени стал способ разогрева паровоза, прошедшего ремонт. Для этого использовалась горячая вода из тендера локомотива, поступившего в депо с линии после пробега. В результате предприятие получило возможность экономить дрова и уголь. Кроме того, сократилось время подготовки отремонтированного локомотива в рейс и уменьшился период расхолаживания «горячего» паровоза.

Свою весомую лепту в усовершенствование технических процессов внёс рационализаторский актив паровозного депо Нижнеудинск. Работники литейного цеха предприятия освоили производство всех видов деталей, в том числе таких сложных, как шиберные золотники и барабаны котла паровозов.

Чтобы сэкономить время, маляр стройгруппы паровозного отделения станции Зима Шепчугова изготовила приспособление и покрасила трубу электростанции высотой 43 метра без устройства лесов.

Окончание следует...

Александр Иванов