27 января 2021 06:44

27 января 2021 06:44

фото: dprof38.ru

В поисках эффективных технологий

При подготовке к переводу участка Зима – Слюдянка с постоянного на переменный ток из всех проблем самой насущной являлась подготовка изоляции контактной сети к подаче рабочего напряжения 27,5 кВ переменного тока.
С середины 70-х годов прошлого века в Черемховском и Иркутском энергоучастках была усилена изоляция контактной сети путём подвески третьих изоляторов в гирлянду. В начале 80-х эта работа в основном была закончена. Однако в усиленной таким образом изоляции даже при напряжении 4 кВ всё равно нередко наблюдались пробои. У нас не было твёрдой уверенности в том, что в момент перевода она нас не подведёт.

Единственной достоверной технологией оценки состояния подвесной изоляции на тот момент была её проверка дефектировочной штангой. Огромные минусы этого метода – его трудоёмкость, опасность проведения таких работ и большие затраты времени на испытание каждой точки. Нам предстояло перевести на переменный ток участок дороги протяжённостью свыше 400 км, и поэтому метод проверки дефектировочной штангой однозначно не подходил.

Была альтернатива – полностью заменить фарфоровую подвесную изоляцию на стеклянную. Однако в данном случае из-за резкого повышения суммы предстоящих материальных затрат и, самое главное, увеличения в разы объёма работ на контактной сети становился финансово невыгодным делом сам перевод на переменный ток. Потому необходимо было срочно искать другие пути решения этой проблемы.

В то время у нас отсутствовали приборы дистанционной оценки состояния изоляции контактной сети при переходе на переменный ток после длительной работы на постоянном. Не было и научных исследований этого процесса, на которые бы мы могли опереться. Попытки использовать якобы успешный опыт других дорог приводили к выводу о том, что на практике он неуспешен.

Вскоре появилась информация о том, что Нижегородский завод «Сигнал» наладил выпуск ультразвукового детектора УД-8М и были изучены его технические характеристики.

Начальнику службы электрификации ВСЖД Натану Лейбовичу Фуксу пришла в голову светлая идея: испытать детектор и выяснить, можно ли с его помощью провести дистанционную дефектировку изоляторов в подвесных гирляндах контактной сети.

Технологию испытаний на рабочем напряжении 27,5 кВ разработал заместитель начальника ДЭЛ Илья Иванович Рындин.

Совместно с ЭЧК Слюдянка на перегоне Слюдянка-1 – Слюдянка-2 он провёл сравнительные испытания прибора УД-8М с применением дефектировочной штанги и доказал высокую сходимость результатов по обоим методам.

На основании этого эксперимента на техническом совете службы электрификации под председательством Фукса решили смонтировать передвижную испытательную установку и специально обученными людьми подавать от неё, по мере готовности перегонов, во время «окон» в контактную сеть высокое напряжение с одновременной дефектировкой изоляции прибором УД-8М.

Конструкцию установки разрабатывал я совместно с Ильёй Ивановичем. Всё необходимое оборудование мы нашли на предприятиях дороги, а монтаж оборудования на четырёхосной платформе в дорожных электромеханических мастерских (ДЭММ) провели в ту пору ещё дипломники Иркутского института инженеров железнодорожного транспорта Сергей Юрьевич Пешков и Валерий Павлович Кривоносов. Активное участие в этой работе принимал начальник ДЭММ Виктор Анатольевич Скурихин: он оперативно решал возникающие вопросы.

Установка получилась достаточно мощной. Повышающий трансформатор 10/35 кВ в 1000 кВА получал питание от ВЛ 10 кВ продольного электроснабжения и имел две ступени испытательного напряжения – 21 кВ и 35 кВ. При полном пробое изоляции срабатывала защита на стороне напряжения 10 кВ, и трансформатор отключался высоковольтным вакуумным выключателем.

В начале 1994-го установка была смонтирована и испытана, а в мае того же года на электрифицированной ветке от Суховской до Ангарского электрохимического комбината в «окно» было подано высокое напряжение от испытательной установки на контактную сеть.

С помощью прибора УД-8М мы выявили три подвесные гирлянды с дефектными изоляторами, что в дальнейшем подтвердилось после их замены.

На этом испытании от начала и до конца присутствовал Натан Лейбович Фукс – такое значение он придавал нашей работе.

Также активно занимались испытаниями со стороны ДЭЛ Илья Иванович Рындин, Игорь Владимирович Михеев, Герман Георгиевич Гуляев. В последующем, в течение 1994 и 1995 годов, сотрудники дорожной электротехнической лаборатории совместно с персоналом дистанций электроснабжения испытали практически всю изоляцию контактной сети на протяжении всего переводимого на переменный ток участка.

За всё время испытаний было выявлено и заменено более 1200 гирлянд подвесных изоляторов, что позволило избежать массовых пробоев во время перевода и уменьшить их количество в процессе последующей эксплуатации.
Дмитрий Кириченко