17 января 2021 02:21

17 января 2021 02:21

фото: s3.amazonaws.com

Компас для поиска – запросы рабочих

Очередным рацпредложением порадовал родную магистраль Виталий Серов, электромеханик связи Улан-Удэнского РЦС Иркутской дирекции связи. На этот раз он предложил мобильное устройство автоматической настройки радиостанций РВ-1М.
Имя изобретателя хорошо знакомо и работникам магистрали, и техническим специалистам из различных регионов России. Так, он не раз консультировал конструкторов Новосибирского завода «Электросигнал». Многие слышали о собранных им аэросанях и воздушных аппаратах. А специалистов немецкой фирмы BMW заинтересовал датчик Серова, предназначенный для измерения объёма топлива в бензобаке.

Отправным моментом для нового изобретения стала используемая на магистрали радиостанция РВ-1М:

– Есть у неё сложность с программированием. Вручную «забить» в радиостанцию 170 каналов связи довольно проблематично. Вот и появилась идея создания устройства, которое автоматически программирует радиостанцию необходимыми частотами. При этом следовало учитывать размеры прибора: он должен был быть мобильным и сопоставимым с радиостанцией.

Повозиться пришлось изрядно, признаётся изобретатель. Сперва пробовали сделать образец на основе микроконтроллера ATmega-16.

– Однако объём оперативной памяти у него оказался небольшим. Поэтому перешли на следующий, более современный тип микроконтроллера – ATmega-32. Он-то и стал элементной базой для нашего устройства, – рассказывает Серов. – Потратили не один день на отладку и программирование. Зато результат есть: опытный образец готов и даже прошёл испытания.

Отметим, что это уже не первое изобретение Серова, позволившее улучшить надёжность связи на магистрали. В своё время Виталий озаботился проблемой частых поломок микропереключателей на радиостанциях. К сожалению, промышленные переключатели служили недолго и нередко подводили связистов. Подумав, уланудэнец нашёл решение, заменив переключатели на оптический коммутатор. Теперь устройство работает без отказов.

На другую проблему ему указали машинисты:

– Пульт управления радиостанцией был излишне ярким. Машинисты жаловались, что это их утомляет в ночное время. Проехавшись вместе с ними, я убедился, что свечение действительно некомфортно для зрения.

В итоге была разработана программа для тестирования пульта управления радиостанцией РВ-1М, которая автоматически регулирует напряжение, устанавливая режим яркости, наиболее удобный для машиниста.

Таких рацпредложений и изобретений у Виталия Серова не счесть.

– Точно не скажу, наверное, больше сотни предложений внёс, – говорит наш собеседник. – Я в общем-то не считаю. Просто работаю над вопросами, которые возникают на железной дороге. Чтобы всё было нормально, безопасно и качественно. Именно поэтому Виталий всегда склонен выслушать мнение простых рабочих, специалистов, работающих непосредственно на железной дороге.

– Узнаём пожелания работников и думаем, как улучшить, – так формулирует своё жизненное правило электромеханик РЦС.
Леонид Актинов