28 января 2021 18:06

28 января 2021 18:06

фото: Семейный архив Сайфутдиновых

Дороги Гумара Сайфутдинова

Миллион километров безаварийного пробега по магистрали, звание почётного железнодорожника, награда за предотвращение ЧП на железной дороге. И это всё о нём – машинисте 1-го класса Гумаре Сайфутдинове, человеке, ставшем настоящей легендой бурятского участка ВСЖД.
На днях в редакцию пришло письмо, автор которого, ветеран магистрали Юрий Мыльников, попросил найти и поздравить с юбилеем человека, которого он знает со времён учёбы.

Стоит привести некоторые строки этого душевного послания. «Давно, 50 лет назад, мы окончили Улан-Удэнский железнодорожный техникум. 11 человек нашей дружной, сплочённой 96-й группы ЭТХ стали первоклассными машинистами электровозов. А Гумар Сайфутдинов стал первым, а затем и лучшим машинистом-инструктором Восточно-Сибирской железной дороги. 8 октября он отметил 70-летие. Желаю тебе, дорогой Гумар, крепкого здоровья, долгих лет жизни! И чтобы всё у тебя получалось, приносило радость и удовольствие! Счастья тебе, Гумар!»

Разумеется, мы не оставили просьбу Юрия Мыльникова без внимания и при помощи совета ветеранов локомотивного депо Улан-Удэ нашли Гумара Ибрагимовича, который проживает сейчас в Кабанском районе Бурятии, и передали ему привет от товарища.

Гумар Сайфутдинов – представитель железнодорожной династии в четвёртом поколении Его прадеда можно считать одним из основателей станции Улан-Удэ, так как он принимал участие в строительстве Верхнеудинского депо.

– Основу семейной династии заложил прадед Салях, строивший Транссиб. Продолжил дед Белял – орденоносец, ударник сталинского призыва, кавалер ордена Ленина, который дважды удостоился звания почётного железнодорожника, – рассказал нам Гумар Ибрагимович. – В годы войны он ремонтировал локомотивы, и это даже по меркам того времени была одна из самых ответственных задач из перечня тех, которую выполняли для победы над врагом железнодорожники. По магистрали шли военные грузы, и было важно, чтобы они доставлялись до пункта назначения своевременно.

Свою судьбу с железной дорогой связал и отец нашего собеседника, Ибрагим Белялович. Но прежде ему пришлось пройти дорогами войны.

Ушёл он на фронт 18-летним парнем, был командиром батальона. Освобождая Украину, получил тяжелейшее ранение.

Однако на этом трудовая биография сибиряка не прервалась. Он смог не только восстановиться и вернуться в депо, но и прошёл специальное обучение, освоив непростое ремесло машиниста подвижного состава. Причём имел право на управление паровозом, тепловозом, электропоездом и электровозом! В 1961 году именно Ибрагим Сайфутдинов привёл в столицу Бурятии первый тепловоз, а затем одним из первых пересел на электровоз.

– Отец стал машинистом 1-го класса, неоднократно награждался орденами и медалями, – вспоминает Гумар Ибрагимович. – К сожалению, прожил он недолго: сказались фронтовые ранения…

В начале 70-х годов эстафета семейной династии перешла к нашему собеседнику:

– После окончания Улан-Удэнского железнодорожного техникума и службы в армии пришёл в депо помощником машиниста. Потом перешёл на должность машиниста электровоза.

Работал по всей линии ВСЖД – от Петровского завода до Слюдянки.

– Водил пассажирские поезда, получив 1-й класс квалификации, – рассказывает Гумар Сайфутдинов.

Кстати, именно тогда и произошёл памятный случай, за который ему был вручён знак «За безопасность движения». Им награждаются «работники, связанные с движением поездов, безупречно проработавшие на железнодорожном транспорте не менее 5 лет, не допустившие брака в работе, а также лица, проявившие бдительность, мужество и находчивость в предотвращении крушений, аварий и нарушений безопасности движения».

– Это случилось во время движения поезда Хабаровск – Москва. Из-за сильного холода – а дело было зимой – произошёл разрыв рельса. Я вовремя заметил неисправность и предотвратил последствия. А они могли быть очень серьёзными! Этот знак был учреждён только-только, и мне его вручили одному из первых.

Отметим, что это не единственная награда от железной дороги. В 1992 году министр путей сообщения страны Геннадий Фадеев подписал Сайфутдинову удостоверение почётного железнодорожника.

Есть и ещё один знак, которым наш собеседник особенно гордится, – «Миллион километров безаварийного пробега». Эти отраслевые знаки отличия Сайфутдинов считает главными наградами в своей биографии. Они укрепляли его во мнении, что выбор профессии, который он сделал в юности, оказался верным.

Продолжателем славной династии – теперь уже в пятом поколении – стал его сын Ильяз, который работает старшим мастером в цехе точных приборов депо Улан-Удэ.

А Гумар Ибрагимович с супругой Райсой Шайхнуровной, передав семейную эстафету в надёжные руки, живут на берегу Байкала и наслаждаются почётным отдыхом. Они это заслужили.
Леонид Актинов